Образование
- Подробности
- Категория: Образование
В преддверии Дня воспитателя и всех дошкольных работников мы побеседовали с заведующей детским садом «Светлячок» Татьяной ИВАНОВОЙ – человеком, который 32 года посвятил дошкольному образованию. Наш разговор коснулся многих вопросов: Татьяна Сергеевна рассказала о том, как начинался её путь в профессию, на каких принципах строится воспитание детей, почему гиперопека вредит будущему ребёнка, какую роль в развитии малышей играют родители и др. Обо всём об этом – в нашем сегодняшнем материале.
– Татьяна Сергеевна, расскажите, как Вы пришли в эту профессию?
– Я с детства мечтала стать педагогом. Сначала хотела быть учителем начальных классов, но судьба распорядилась иначе. Во многом на мой выбор повлияла моя воспитательница из детского сада – Людмила Васильевна Тарасова. Она стала для меня примером, и я решила пойти по её стопам. Хотела быть таким же хорошим воспитателем, как она.
10 лет я отработала воспитателем в детском саду «Берёзка», после чего мне предложили возглавить детский сад №2, который находился на улице Трудовой. Там я работала до 2014 года, пока, благодаря усилиям Юрия Васильевича Тимофеева, занимавшего тогда пост главы района, не был построен новый современный детский сад «Светлячок», куда мы перешли всем коллективом. Коллектив у нас сложившийся, многие работают со мной с 2003 года.
– На каких основных принципах и ценностях строится воспитание детей и их образование?
– Воспитание строится на трёх «китах»: любви, уважении и трудолюбии.
Прежде всего, мы прививаем детям любовь к родителям и родному краю, учим уважению к старшим, к традициям, к труду. Без этого нельзя вырастить хорошего человека. Не бывает лёгких побед! Пусть ребёнок сам завязывает шнурки, поливает цветы, помогает накрывать на стол. Именно через маленькие дела рождается большая ответственность.
Если в детстве заложить эти качества, то ребёнок вырастет чутким, сильным и благодарным человеком.
– Скажите, пожалуйста, по какой образовательной программе Вы и Ваши коллеги работаете?
– У нас сейчас единая образовательная программа – ФОП (Федеральная образовательная программа), но каждое учреждение пишет на её основе свою образовательную программу для детского сада и добавляет в неё вариативную часть.
В этом году в вариативную часть мы включили новую программу от Института усовершенствования учителей: «СемьЯ – это МЫ!». Она состоит из четырёх проектов: «Добрый мир», в рамках которого мы знакомим детей с православной культурой; «Играем вместе» – здесь мы развиваем навыки общения и взаимодействия через игру; «Читаем вместе» – прививаем любовь к книге и семейному чтению, «Что такое хорошо, что такое плохо» – формируем нравственные ориентиры.
Именно через эти проекты мы воспитываем в детях любовь к семье, трудолюбие, уважение к старшим и к родному краю.
– А какой в детском саду распорядок дня? Как удаётся найти баланс между обучением, игрой и отдыхом?
– В детском саду разработан чёткий режим дня, позволяющий детям гармонично развиваться без перегрузок. День начинается с зарядки, свободных игр и учебных блоков, которые длятся разное время, в зависимости от возраста детей, а короткие переменки с физкультминутками помогают снять напряжение.
После занятий – двухчасовая прогулка, где дети сначала отдыхают самостоятельно, а затем участвуют в сюжетно-ролевых и дидактических играх под руководством воспитателей. После обеда следует обязательный дневной сон, а затем бодрящая гимнастика и закаливающие процедуры.
Во второй половине дня младшие группы занимаются чтением художественной литературы и дидактическими играми, а старшие посещают кружки.
На базе нашего детсада действуют кружки: «Юный эколог» (здесь дети познают мир, природу, проводят опыты) и «Букварёнок» (ребята учатся читать и занимаются подготовкой к школе).
А ещё наши дети очень любят ходить в кружок по шахматам. Каждый год наши воспитанники становятся победителями шахматных турниров. Нынче у нас таких звёздочек было три: Саша Шевеленко, Матвей Семёнов и Влад Трофимов.
– Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать воспитатель?
– Знаете, как я всегда говорю: самое главное качество – это любить детей. Быть воспитателем – очень тяжёлый труд. Это не простой механизм – научить ребёнка. Точнее, научить, наверное, могут многие, а вот стать ребёнку другом, любящей «мамой» могут не все. Мамой, потому что в детском саду ты всё равно для них ещё мама.
Своим коллегам-воспитателям я говорю так: «Представьте, что вы – Папа Карло. Почему? Потому что к вам приводят в ясли кого? «Чурбачки». Маленькие такие, которые ничего не умеют, некоторые на горшок не ходят. А вы за пять лет из этого вот «чурбачка» выстраиваете настоящего человечка, который уже при выпуске умеет всё, даже читать, не говоря уже о том, что он справляется со всеми своими гигиеническими навыками.
Поэтому прежде всего нужно иметь огромное сердце и безграничное терпение. Научить можно любого, но, чтобы ребёнок раскрылся, пошёл на контакт и ему было комфортно, он должен чувствовать искреннюю заботу и любовь. Только в атмосфере взаимного уважения и доверия рождается настоящее воспитание, комфортное и для ребёнка, и для педагога.
– Расскажите, пожалуйста, нашим читателям, как организована система повышения квалификации воспитателей?
– Наши девочки (сотрудницы) учатся либо дистанционно, либо, как в этом году, ездят на курсы повышения квалификации в Тверь. Там три дня они проходят обучение очно и три дня – заочно. Когда возвращаются домой, пишут контрольные работы, сдают зачёты и только после этого получают свидетельство о повышении квалификации.
На данный момент все воспитатели в нашем детском саду прошли повышение квалификации, а теперь нам предложили обучение и младших воспитателей. В ближайшее время они им займутся.
– А как в детском саду организована система безопасности?
– Система безопасности в нашем дошкольном учреждении комплексная, включает в себя несколько важнейших элементов, соответствующих современным требованиям.
В первую очередь, в этом году была значительно усилена техническая составляющая. За счёт средств, выделенных областным Министерством образования, мы установили дополнительные камеры видеонаблюдения внутри помещений.
Для контроля доступа на территорию мы используем СКУД (система контроля и управления доступом). Она установлена на входной группе. Каждой семье выдан электронный ключ.
Обязательным и неизменным условием безопасности является пожарная сигнализация, которая регулярно проверяется на исправность.
Все системы функционируют в штатном режиме и интегрированы друг с другом, обеспечивая максимальную безопасность для жизни и здоровья наших воспитанников и сотрудников.
– Какие формы взаимодействия с родителями используете Вы и Ваши коллеги?
– Фундаментом нашего общения являются проверенные временем формы работы: родительские собрания, праздники и индивидуальные беседы. Но главное – это не формальная, а искренняя готовность взрослых включиться в жизнь детей. Родители – наши активные помощники. Кто-то помогает приготовить развивающие пособия, кто-то своими руками создаёт костюмы для выступлений, вкладывая в них частичку своей души.
И этот творческий союз приносит плоды. Ярким доказательством тому стала недавняя победа воспитанников на XII межрегиональном открытом смотре-конкурсе детского и родительского творчества «Был и есть у России вечной прочности вечный запас», прошедшем в г. Великие Луки и посвящённом 80-летию Великой Победы.
Эта поездка стала возможной только благодаря активной поддержке родителей, которые организовали транспорт и сопровождали детей. Наши воспитанники впервые участвовали в столь серьёзном конкурсе. Ребята выступили с военным вальсом «В лесу прифронтовом». А Саша Шевеленко занял первое место, прочитав стихотворение, посвящённое специальной военной операции.
Мы благодарны родителям за всё: за помощь, отзывчивость и умение слышать. Без них действительно не было бы ничего.
– Что для Вас является главным источником удовлетворения в работе?
– Самое большое удовлетворение я получаю от видимого результата. Когда видишь, что общими усилиями удалось завершить дело. Это бесценное чувство.
На работе, конечно, не всегда всё бывает гладко. Порой сталкиваешься с трудностями, которые кажутся непреодолимыми. Один день завершаешь с чувством глубокого удовлетворения и гордости, а в другой ловишь себя на мысли: «Как найти в себе силы, чтобы завтра снова взяться за это сложное дело?»
– Какой совет Вы хотели бы дать родителям?
– Любить своих детей. Но любить – не значит опекать или баловать материально. Любить – значит относиться к ним, как маленьким человечкам, видеть в них личность.
Именно на этом фундаменте из любви и уважения строится всё остальное: и объяснение «что такое хорошо и что такое плохо», и готовность ребёнка прислушиваться к вашим словам.
Меня, как педагога, сегодня особенно тревожит тенденция к гиперопеке. Это настораживает, потому что потом, во взрослой жизни, таким детям будет тяжело. Ребёнку необходимо давать свободу для творчества и познания мира. Мы не сможем всегда быть рядом, чтобы «подстелить соломку». Он обязательно где-то обожжётся, где-то ошибётся. И в этот момент важно не ругать его, а понять, объяснить и мягко подсказать.
Поверьте, дети всегда нас слышат. Но слышат они именно тех, кто говорит с ними с любовью и уважением.
– В прошлом году ваш детский сад праздновал юбилей…
– Да, в прошлом году «Светлячок» отметил свой первый юбилей – 10 лет. Это была важная дата для всего нашего коллектива. Мы продолжаем работать с полной отдачей, стараемся развиваться. Для нас важно, чтобы воспитанники были здоровыми, умными и счастливыми. Мы по-настоящему гордимся ими и следим за их успехами даже после выпуска. Нам искренне интересно, как они учатся в школе, какими достижениями могут похвастаться. Эта связь не прерывается.
Так что наш «Светлячок» продолжает светить – потихоньку, но уверенно и ярко.
В заключение я бы хотела от всего сердца поздравить всех коллег с наступающим праздником и пожелать крепкого здоровья, неиссякаемого творческого вдохновения, семейного благополучия и самое главное – мирного неба над головой.
Беседовала Анна КУЮМЧЯН
Фото Мадины Мартыновой
Comments: