Жюри за работой

20 апреля в Западнодвинской СОШ №1 прошла Восьмая научно-практическая конференция «Моя страна – моя Россия», в которой приняли участие школьники из общеобразовательных учреждений нашего и близлежащих районов. На торжественном открытии выступила директор школы Валентина Владимировна Абрамова, которая пожелала всем участникам творческой и плодотворной работы.


Затем работа конференции продолжилась по нескольким секциям.
Я побывал на секции «Краеведение. История. Обществознание». Сразу трое докладчиков представляли Бологовскую общеобразовательную школу Андреапольского района. Четвероклассник Захар Богачёв выступил с исследовательской работой «Расстрелянное детство. История одной песни». В январе 2019 г. в школе готовили памятное мероприятие в честь 75-й годовщины полного снятия блокады Ленинграда. Захару предложили спеть песню «Белые панамки», посвящённую ленинградским детям, погибшим в годы войны. Она очень взволновала мальчишку, и ему захотелось узнать о том, как появилась эта песня, и какие конкретные события с нею связаны.
…Вскоре после начала Великой Отечественной войны советскому командованию стало известно о коварных планах гитлеровцев в ходе стремительного наступления захватить Ленинград. В связи с создавшейся обстановкой, решили организовать быструю эвакуацию детей из города как по суше, так и водным путём. Сделать это было непросто, так как фашисты подвергали Ленинград и его окрестности сильным бомбёжкам и артиллерийским обстрелам. Так, 18 июля 1941 г. они разбомбили на станции Лучково эшелон, в котором находились ленинградские дети. В ходе варварского налёта погибли около двух тысяч мальчиков и девочек.
В сентябре 1941 г. очередную группу ленинградских ребят отправляли в эвакуацию на небольшом теплоходе. Лишь только на палубу зашли последние пассажиры, надрывно завыли сирены, оповещающие о воздушной тревоге. Над пристанью показались немецкие самолеты. После того, как они сбросили свой смертоносный груз, по водной глади поплыли детские белые панамки. Этот и другие подобные трагические эпизоды и послужили главным побудительным мотивом для написания песни её автором Вадимом Егоровым.
Затем Захар исполнил песню «Белые панамки», которая всех тронула за душу. Несмотря на холод и голод, другие лишения и страдания маленькие ленинградцы, оставшиеся в осаждённом, но не покорённом городе, боролись с зажигательными бомбами на крышах своих домов. Они наравне со взрослыми трудились на заводах и фабриках, выпускавших разнообразную продукцию для нужд фронта. В годы войны более 15 тысяч юных защитников северной столицы были награждены медалью «За оборону Ленинграда».
Девятиклассник Ефим Богачёв для своей исследовательской работы выбрал тему «Язык земли родного края» и посвятил её изучению названий (топонимов) местных рек, озёр, населённых пунктов, некоторые из которых насчитывают многие века и даже тысячелетия.
Например, название реки Серёжа происходит от финского слова «сягги», что в переводе на русский означает «плотва», и датируется четвёртым тысячелетием до нашей эры, когда здесь жили финские племена. Таким образом, оно не имеет никакого отношения к мужскому имени Серёжа. Просто наши далекие предки ловили в этой реке плотву, которая водилась здесь в изобилии. В честь этой рыбы они и назвали реку Сягги. А со временем это непривычное иноязычное слово трансформировалось в более простое и понятное название Серёжа. Посёлок Бологово расположен на берегу одноимённого озера. Его название происходит от древнерусского слова «болозе», что значит «хороший».
По результатам своих краеведческих исследований школьник составил топонимический словарь и топонимическую карту родного бологовского края. Второклассница Варвара Богачёва познакомила нас с традиционной, ручной технологией изготовления русских валенок. При подготовке работы в качестве главного консультанта выступил её родной дядя Виктор Иванович, замечательный мастер, который снабдил валенками – этим тёплым и надёжным видом обуви – многих земляков, в том числе и свою племянницу.
Учащийся 5 «б» класса Западнодвинской СОШ №1 Александр Машуров свою работу назвал так: «Мои родные – защитники Отечества». Его прадед Николай Алексеевич Васильев родился в деревне Цикорево, после окончания семилетней школы работал в колхозе «Вторая пятилетка» счетоводом. В феврале 1942 г. был призван в армию. Первоначальную военную подготовку проходил недалеко от дома – в дер. Козино.
Через две недели новобранца и его товарищей отправили на фронт, под город Велиж. Но молодой солдат недолго пробыл на передовой, осколок разорвавшегося вражеского снаряда временно вывел бойца из строя. После полного выздоровления он вернулся в родную часть, которая била фашистов уже на территории Белоруссии. Под Могилёвом прадед был снова ранен, на этот раз серьёзно, и его направили для лечения в тыловой госпиталь, а затем комиссовали из армии. День Победы Н. А. Васильев встретил в родной деревне. После войны он восстанавливал народное хозяйство, трудился в колхозе.
Славные традиции ветеранов Великой Отечественной в мирное время достойно продолжили другие члены большой семьи. Дедушка Александра – Василий Михайлович Машуров – в 1969 – 1971 гг. проходил действительную военную службу в ракетных войсках стратегического назначения, был награждён нагрудным знаком «За успехи и отличные показатели в боевой и политической подготовке». Другой дедушка – Пётр Николаевич Васильев – в эти же годы служил за границей, в Группе советских войск в Германии. Отец Александра – Сергей Васильевич Машуров – тоже с честью исполнил свой гражданский и ратный долг, он был пограничником. Однажды на заставе объявили тревогу, так как на этом участке неизвестные лица перешли границу. С. В. Машуров и его сослуживец обнаружили их следы и вскоре задержали нарушителей. За умелые и решительные действия пограничник был поощрён краткосрочным отпуском на родину.

Авторы и руководител
Учащиеся Андреапольской СОШ №2 Анастасия Дмитриева и Софья Иванова представили работу «Обереговые куклы Центрального района». Они, основываясь на богатом материале, собственными руками изготовили красивые куклы в нарядных одеждах, характерных для каждого региона Центрального федерального округа РФ, в том числе и нашей Тверской области. Куклы этого вида несли в себе доброе начало и играли важную роль в жизни человека, защищая и оберегая его от порчи, всяческих бед и напастей. Не случайно во многих семьях такие куклы бережно хранили в качестве оберега-талисмана.
На закрытии конференции итоги работы каждой секции подвели её руководители.
Секция «Краеведение. История. Обществознание» (руководитель В. Н. Василевская).
Здесь лучшими были признаны работы Захара Богачёва, Александра Машурова.
Секция «Математика. Физика. Астрономия» (руководитель Р. Б. Макарова).
В младшей возрастной группе первое место заняла работа учащегося 3-го класса Пеновской СОШ им. Е. И. Чайкиной Ильи Сучкова «Электричество вокруг нас», который приятно удивил и даже поразил учителей своей любознательностью и глубокими познаниями в этом разделе физики. В старшей возрастной группе победителем стала исследовательская работа учащихся 7-го класса Андреапольской СОШ №2 Анастасии Дмитриевой и Софьи Ивановой «Два пишем, четыре на ум пошло…». Они наглядно показали, как математика, точная и важная наука, постепенно развивалась – от простого к сложному. Также была отмечена работа учащегося второго класса Западнодвинской СОШ №1 Максима Иванова «Числа-великаны», которая заняла второе место в младшей возрастной группе.
Секция «Языкознание» (руководитель Е. В. Скворцова). Первое место было присуждено коллективной работе учащихся Староторопской СОШ «Влияние цвета на настроение человека», которую представила Валерия Лаговская. Самое благоприятное впечатление произвела работа учащейся второго класса Оленинской СОШ Марии Веселовой «Живая азбука».
Секция «Естествознание» (руководитель Т. В. Голубцова). Членам жюри очень понравилась работа учащейся Пеновской СОШ им. Е. И. Чайкиной Яны Березиной «Влияние музыки на человека», которая заняла первое место в младшей возрастной группе. Серьёзное исследование провели учащиеся 7-го «а» класса Западнодвинской СОШ №1 Александра Сергачёва и Лия Николаева. Оно воплотилось в отличную работу «Полотенце в традициях русского народа», которая и стала победителем в старшей возрастной группе.
Я попросил их руководителя, учителя СОШ №1 М. В. Богданову рассказать об этом проекте поподробнее.
– В рамках выполненной большой работы было проведено целое комплексное исследование, – говорит Мария Вячеславовна. – Я в течение длительного времени занимаюсь нашей традиционной культурой, которую необходимо обязательно сохранить и возродить, что мы и стараемся делать. Вместе воссоздали точную копию оригинального русского полотенца, даже съездили на ознакомительную экскурсию в деревню Улин к местной жительнице Любови Ильиничне Петровой. У неё бережно хранится старинное полотенце – настоящая семейная реликвия, которая передаётся из поколения в поколение. Обязательно продолжим работать над этим интересным проектом. В частности, планируем воссоздать точную копию русской рубахи, прекрасный образец которой видели при посещении районного историко-краеведческого музея.
Сергей ДЕНИСОВ
Фото Западнодвинской СОШ №1

Comments: