Иванова

На педагогической конференции, прошедшей в актовом зале Дома детского творчества 29 августа, была озвучена приятная новость: двум представителям отрасли образования района в этом году было присвоено звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации». Одной из награжденных стала учитель английского языка высшей квалификационной категории МБОУ «Западнодвинская СОШ №1» И. Е. ИВАНОВА.


Стаж работы Ирины Евгеньевны – 31 год. За свою педагогическую деятельность она награждена Почетными грамотами департамента образования и министерства образования Тверской области. И. Е. Иванова руководит школьным и районным методическими объединениями учителей иностранных языков.
Родилась Ирина в Западной Двине, на родине матери Маргариты Петровны Залесской, но все ее детство и юность прошли в городе Ижевске, куда отец, Евгений Николаевич Шушканов, получил распределение после окончания Горьковского политехнического института на тогда только что построенный Ижевский автомобильный завод.
В 1982 году Ирина окончила среднюю школу №7 города Ижевска. Училась она хорошо, но признается, что никогда не испытывала интереса к точным наукам. Ей нравились гуманитарные предметы, по которым у нее всегда было «отлично». Как и по английскому языку, который давался очень легко. Хотя учителя английского менялись каждый год, вследствие чего уроки «были далеки от совершенства», девочка много занималась сама, а в десятом классе по вечерам посещала подготовительные курсы при Удмуртском государственном университете. Поэтому вступительные экзамены в университет сдала успешно и прошла конкурс на факультет романо-германской филологии, отделение «Английский язык и литература», который окончила с отличием спустя пять лет, получив сразу три специальности – филолога, преподавателя и переводчика.
Сделать выбор профессии, как она сама признается, было несложно: среди ее предков в нескольких поколениях были учителя. Мама – учитель русского языка и литературы, Отличник народного просвещения РФ, часто брала маленькую Иру с собой в школу, когда та по какой-то причине не могла посещать детский сад. Дочка сидела на последней парте, рисовала и наблюдала за учениками. Девочке нравился дух школы. Во дворе дома, где жила семья, вокруг нее часто собирались дети, и они все вместе играли «в школу», где Ира, конечно же, была «учителем».
После окончания университета Ирина Евгеньевна по распределению попала в среднюю школу №45 города Ижевска, где в течение пяти лет преподавала английский язык. Это была эпоха перестройки, гласности. Коллектив в школе был молодой, творческий, активный. Здесь началось ее становление в качестве учителя. Здесь же был ее первый выпуск – 9 А класс. Сейчас это взрослые самодостаточные люди. С некоторыми из них она до сих пор поддерживает отношения.
Изменения в личной жизни привели Ирину вновь в Западную Двину. И в 1992 году она стала работать в Западнодвинской средней школе №1, где ее радушно приняли директор Светлана Валентиновна Козловская и дружный учительский коллектив. Здесь Ирина Евгеньевна Иванова работает по сей день.
В жизни она не только учитель, но и любимая жена, любящая мать. Дома ее всегда ждет заботливый муж Александр, с которым они в 2017 году отметили серебряную свадьбу. Старший сын Евгений после окончания Московского института электронной техники остался работать в Москве. Младший Юрий учится на 4 курсе МИРЭА – Российского технологического университета.
Ирина Евгеньевна очень благодарна своей семье за то, что они всегда с пониманием и терпением относились к ее работе, которая не заканчивается за школьным порогом, а зачастую занимает все личное пространство. Ведь школа – это не только уроки, но и подготовка к ним, внеклассные мероприятия и многое другое.
Есть у И. Е. Ивановой любимое хобби: сколько себя помнит, она любит петь. Родители отдали дочку в музыкальную школу, когда ей было шесть лет. И с тех пор она всегда где-то выступала, то вместе с хором, то с ансамблем, то исполняла какие-то композиции на фортепиано. Если позволяет время, она записывает свое исполнение понравившейся песни и выставляет на обсуждение в музыкальной группе одной из соцсетей.
Летом Ирина Евгеньевна любит заниматься цветами, огородом. Водит автомобиль и очень любит путешествовать, посещать новые места, осматривать достопримечательности. Побывала во многих уголках нашей страны, а также в Польше и Германии. И есть у нее новая мечта –  посетить Великобританию, родину английского языка, изучению которого Ирина Евгеньевна посвятила свою жизнь.
– Верно ли популярное сейчас утверждение, что дети «более сложные» от поколения к поколению? Или это надумано?
– К вопросу о детях разных поколений хочется вспомнить, о чем гласила надпись на одной глиняной вавилонской таблице, сделанной несколько тысячелетий назад: «Нынешняя молодежь привыкла к достатку. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей»…
Не спорю, в современной школе нелегко. Современные дети уже другие, не такие, как 30 лет назад. Они развиваются, в основном, благодаря Интернету. Но дети всех поколений ждут от учителя не только знаний, а, прежде всего, доброты и понимания.
– При каких условиях между учителем и учеником возможны доверие и взаимопонимание? Какими качествами должен обладать настоящий профессионал педагогического труда?
– Главное для учителя – быть самим собой, примером для всех остальных. Приятно, когда дети понимают и воспринимают учителя как талантливого, интересного и разностороннего человека. Чтобы понять ребенка, нужно представить себя на его месте, думать и мыслить так же, как он.
Профессия учителя дает возможность развиваться, как творчески, так и духовно. Она всегда побуждает идти в ногу со временем, а иногда и на шаг вперед. Целеустремленность, упорство и способность к самосовершенствованию – обязательные качества, которыми должен обладать учитель. Для современного педагога важно хорошо ориентироваться не только в своей предметной области, но и владеть новейшими педагогическими технологиями, уметь работать в информационном пространстве, обладать творческими способностями.
– Какие цели Вы ставите перед собой, идя на урок?
– Собираясь на урок, я преследую следующую цель: детям должно быть понятно и интересно. Конечно, путь познания труден и тернист, нужно прилагать усилия, чтобы чего-то добиться, но перед каждым конкретным учеником нужно ставить только преодолимые для него задачи.
– Что Вы скажете ребенку, который думает, что никогда не выучит английский?
– Каждый ребенок неповторим, индивидуален, у кого-то способности проявляются раньше, у кого-то позже. И часто наступает такой момент, когда он начинает сомневаться в своих способностях. Именно в этот момент больше всего ему нужны поддержка и внимание учителя. Для меня важно видеть глаза ребенка, получившего в этот момент мое признание и одобрение! Так приятно, когда ученик, выходя из класса после звонка, говорит: «Спасибо за урок!». Значит, все было не зря.
– Какими достижениями учеников Вы гордитесь?
– Безусловно, изучение иностранного языка – это тяжкий каждодневный труд. Следовательно, необходимо найти мотив, убедить в необходимости слушать, зубрить, читать, переводить. И запастись большим терпением. Пройдет много дней, быть может, и не один год. И вот однажды тот, кто раньше с трудом читал и предпочитал отсиживаться на последней парте, станет твоим любимым учеником и главным помощником на уроке. Победы в конкурсах, олимпиадах, успешные выступления на конференциях, фестивалях и праздниках, высокие баллы на ОГЭ и ЕГЭ – это те значимые победы, которые приносят радость как ребенку, так и учителю. Самое важное – верить в каждого. А главной наградой станут простые слова одного из учеников: «Я мечтаю стать учителем английского!» или: «Я очень хочу стать переводчиком!».
Но для меня главное, чтобы они стали порядочными людьми, настоящими гражданами своей страны и сохранили теплые чувства и добрые воспоминания об уроках английского, а любовь и интерес к иностранному языку смогли передать своим детям.
Елена ТИХОНОВА

Comments: