Люди и судьбы
- Подробности
- Категория: Люди и судьбы
«…Бог призвал человека к существованию, вверив ему задачу быть создателем. В художественном творчестве, как нигде больше, человек открывается как «образ Божий».
«…создавая произведение, художник выражает самого себя до такой степени, что его творчество представляет собой особое отражение его сущности: того, кто он и каков он».
Иоанн Павел II. «Послание людям искусства»
В Западнодвинском историко-краеведческом музее проходит выставка местного художника Юрия Никонорова «Тихая моя родина». Название выставки как нельзя более полно отражает её содержание. И вправду, разве можно найти что-то громкое и яркое в среднерусском пейзаже? В нём нет буйных красок Средиземноморья, резких цветовых контрастов горных хребтов, мощи северного ландшафта – всё тихо и скромно. Но в этой тишине и непритязательности скрыта особая прелесть, неяркая красота родной земли, которую так верно уловило чуткое сердце художника. Да-да, именно сердце. Ведь красоту нужно сначала почувствовать сердцем, и лишь тогда можно передать на холсте то, что так тронуло душу. А иначе картина не получится, выйдет просто очередное скучное, ничем не примечательное полотно, достойное служить лишь цветовым пятном в придорожных гостиницах.
Пейзажи Юрия Анатольевича не таковы, в них всё проникнуто чувством – и ликующая весна с высоким синим небом, последним снегом, разливами рек, цветущей сиренью и негой белоснежной яблони; и знойное лето с застывшим, густым воздухом и зелёной неподвижностью над озёрной гладью; и осень, такая разная, с дрожащими золотинками берёзовых листьев, рыжими свечками деревьев в серо-зелёном лесу, солнцем ласковым, дающим в утешение последнее тепло, и дождливым, серым и неприглядным ноябрём; и перламутровая зима с ярким слепящим солнцем… Храмы, часовенки, купола, купола… Всё такое родное, милое и дорогое для русского сердца, как тихая песня, как задорная пляска, как неспешная беседа с близким другом.
Собственно, Юрий Анатольевич, Юра – мой старинный друг, мы дружим с семьёй Никоноровых уже много-много лет. Его картины для меня – это продолжение наших разговоров, посиделок и совместных поездок по лесам, озёрам, городам и весям нашего края. Это они с супругой Мариной открыли для меня множество сокрытых уголков и неведомых прежде заповедных мест. Но как-то так получилось, что темы творчества мы касались лишь вскользь. Будучи человеком скромным, немногословным, да ещё обладающим недюжинным чувством юмора, он всегда отшучивался и избегал говорить о себе долго и пространно. Но вот после посещения этой выставки, просмотрев всё, что было написано о художнике, я решила всё-таки записать интервью и дать возможность ему самому рассказать о себе, своём творчестве и педагогической деятельности.
Родился Юрий Анатольевич в посёлке Старая Торопа, там окончил среднюю школу и там твёрдо решил стать художником…
– Давай начнём сначала, определим, кто такой художник – это человек, который обладает определёнными профессиональными навыками и приёмами или нужно что-то ещё, чтобы называться художником?
– В училище у нас была преподавательница живописи Тамара Борисовна Голубцова. Она говорила, что профессиональные навыки должны быть обязательны, но на одних навыках далеко не уедешь, нужно что-то ещё. Кто-то называет это талантом, любовью, особым восприятием. Так же, как и без владения ремеслом художника не получится, это где-то в перекрестье.
– Когда у тебя появилась внутренняя уверенность – я буду художником?
– Когда учился в школе. Я тогда уже решил стать художником.
– Кто-то повлиял на этот выбор или просто нравилось рисовать?
– У меня был замечательный учитель рисования, Николай Васильевич Егоров. Он был участником Великой Отечественной войны, человеком необыкновенной судьбы. Воевал в отряде Константина Заслонова. Николай Васильевич был яркой личностью и прекрасным педагогом. Он-то и оказал сильное влияние на меня и на мой выбор. Все дети рисуют, но потом бросают. Он показал, как это прекрасно.
– Родители поддерживали твоё стремление стать художником или, наоборот, отговаривали и убеждали выбрать какую-то более практичную профессию? Врача, например?
– (смеётся) Врачом как раз и советовали стать: моя мама работала фельдшером на скорой помощи. Она подсовывала мне книги про врачей, про их подвиги, про то, как они боролись с эпидемиями, про хирурга Пирогова… Но вообще поддерживали; собирали и хранили мои рисунки, показывали родственникам и знакомым, гордились…
– И как в дальнейшем сложилась твоя творческая судьба?
– Я поступил в Калининское художественное училище им. Венецианова на живописное отделение, проучился два года и пошёл в армию. После армии вернулся в училище, но уже на декоративно-оформительское отделение. Это отделение было сильнее в плане преподавательского состава – живопись, как ни странно, преподавалась лучше. После окончания училища я работал художником-оформителем в художественных мастерских в г. Торопце, Западной Двине, в г. Каменка Пензенской области. Потом вернулся домой.
– В «Послании людям искусства» Иоанн Павел II писал: «Художник по-особому общается с красотой в самом определённом смысле. Можно сказать, что красота есть то его призвание, которое дал ему Творец вместе с даром художественного таланта». Вот я смотрю на твои работы и дивлюсь твоей способности видеть красоту. К примеру, Западная Двина, такое ничем не примечательное место, а в твоих работах она очаровательна даже в ноябре.
– Ну, я пишу не только Западную Двину. Хотя и здесь можно найти интересные, красивые уголки, нужно только посмотреть внимательнее.
– Твой основной жанр – пейзаж. Тебя можно назвать певцом среднерусской природы… Как ты определился с жанром?
– Так получилось. Все пишут пейзажи, а для меня это просто ближе (смеётся) – вышел на улицу и работай. Пейзаж – это красиво! Я не считаю себя пейзажистом, я, скорее, пленэрщик (см. примечание). Люблю работать на открытом воздухе и в любую погоду. Люблю путешествовать… Наша природа она только с виду скромная, но в ней столько красоты!
– Художник – это сольная профессия, а тем более художник-пленэрщик. Но, насколько мне известно, несколько раз в год вы выезжаете на пленэр группой. Какова цель таких поездок?
– Прежде всего, общение. Иногда хорошо собраться с друзьям, с коллегами, поработать вместе, поговорить, что-то обсудить, чему-то друг у друга поучиться. Организатор этих поездок – Андреапольский краеведческий музей. Устраивает их Валерий Викторович Линкевич, директор музея. Он собирает коллекцию для музея, оцифровывает наши работы, оформляет их, составляет каталог – заботится о нашем «бессмертии» (смеётся). Валерий Викторович собирает художников из Ржева и Андреаполя и меня с собой приглашает. Обычно он устраивал пленэры в Андреапольском районе, а в этом году мы поедем в Торопецкий район, в питомник, где выращивают медвежат. Большие пленэры были в своё время на Академической даче (Дом творчества «Академическая дача» им. И. Е. Репина – прим. автора). Там собиралась не только вся Россия, но и зарубежье. Я участвовал в них раз семнадцать.
– Но ты ведь не только художник, ты ещё и педагог. Расскажи поподробнее, как ты стал преподавателем?
– Почти случайно. Тогдашний директор музыкальной школы, Лидия Михайловна Сарафанникова, предложила мне попробовать вести художественное отделение. Тогда народ был другой: многие любили рисовать, не было мобильных телефонов и компьютерных игр. Я согласился и решил поработать год, а там посмотреть… Вот уже больше тридцати лет смотрю…
– Считается, что каждый ребёнок – художник, нужно только лишь поддержать его творческие устремления. Но ведь художник – это особое призвание, и не все призваны быть художниками в узком смысле этого слова. Как ты считаешь, нужно ли каждого ребёнка учить живописи? И если да, то когда начинать?
– Я считаю, что учиться рисовать очень важно для развития каждого ребёнка. Ведь раньше, до революции, рисование было частью воспитания. Думаю, рисовать ребёнок может хоть с рождения, но начинать учить нужно лет с десяти, не раньше, когда уже появится усидчивость; видение стабилизируется и станет, как у взрослых; желание укрепится. Необязательно ставить целью сделать из ребёнка профессионального художника. Занятия живописью не только развивают чувство прекрасного, но также учат разбираться в живописи, т.е. человек с детства учится видеть картину, разбираться в технике живописи, понимать её. В конце концов, рисование развивает вкус.
– Развитие вкуса, безусловно, важно, особенно в наше время, которое Ольга Седакова определила как «художественное время – скудное, нищее, как будто уже сошедшее с дистанции», время дурновкусия и массового производства дешёвки. Но всё-таки, детям, наверное, важно, чтобы их успехи оценил кто-то ещё, не только родители и близкие родственники? Помимо выставок в Детской школе искусств работы твоих учеников где-то выставляются?
– Несколько раз в году проводятся зональные выставки в Ржеве, мы там выставляемся. Мы участвовали в выставках в Петербурге, Кронштадте, в международных выставках. Была такая хорошая выставка «Прошлое, настоящее и будущее в творчестве детей и подростков». Она проходила по всему миру, и работы наших детей выставлялись в Индии, во Франции, в Польше. Там было много наших работ. В прошлом учебном году у нас была большая зональная выставка «Эдуард Успенский и его герои» в Ржеве. Восемь человек из наших учеников стали лауреатами этой выставки. Мы участвуем в ежегодной рождественской выставке «Свет звезды», что проходит в городе Нелидово. Там не только рисунки прекрасные, но дети делают очень красивые вертепы. Ездим в Великие Луки на выставки, которые устраиваются к юбилею освобождения города от фашистов, участвуем в ежегодной выставке «Ржевская битва». Всё не перечислить. Много раз были лауреатами различных выставок, в том числе и международных, а наши ученицы Лиза Базарова и Мария Завьялова стали стипендиатами губернатора Тверской области.
– Кто-то из твоих учеников стал профессиональным художником?
– Лина Павлова (её отец Вячеслав Павлов тоже художник, живёт в нашем городе); Зоя Горшнева (ныне Щербакова), педагог нашей школы; Павел Сергеев – окончил Московское государственное академическое художественное училище им. 1905 года, ныне художник-иконописец; Стефания Ганина – окончила художественно-графический факультет Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге; Настя Коршакова – дизайнер-полиграфист в Москве; Эвелина Карецкая – студентка художественного отделения в Пскове; Лиза Никонорова, Александр Осипов – вот имена, которые сразу приходят на ум.
– Возвращаясь к началу нашей беседы: как, по-твоему, общество нуждается в художниках? Так же, как оно нуждается в учёных, техниках, работниках физического и умственного труда?
– Нуждается, конечно. У меня был друг, Илья Рябыкин, очень интересный человек, к сожалению, ныне покойный. Он занимался корнепластикой: из корней деревьев создавал шедевры. Когда мы с учениками приезжали на выставку в Нелидово, он им говорил: «Дети, кем бы вы ни стали, будьте художниками!» Красивый дом, красивый парк в городе, красивая посуда – это тоже проявление художественного чутья…
Вместо заключения
Юрий Анатольевич Никоноров – состоявшийся художник. Он является членом Творческого союза художников России и Международной федерации художников России, членом Международного союза педагогов-художников; постоянный участник выставок, которые проводятся в Твери, Андреаполе, Нелидове, Торопце, в Ржеве, Липецке, Великих Луках. Его картины находятся в музеях Тверской области и частных собраниях в России, Америке, Польше, Египте и даже Китае.
Но в заключение хочется обратить внимание на ещё один аспект творчества Юрия Анатольевича: помимо эстетической и художественной ценности, его картины имеют ещё и ценность историческую. Трудно переоценить наличие в таком маленьком городе художника, который является своего рода его летописцем. Я вот очень жалею, что во времена моего детства и юности не было никого, кто бы запечатлел на полотне тот, ушедший безвозвратно, милый, утопающий в зелени городок с «водокачкой», палисадниками, разноцветными деревянными домиками с резными наличниками, дорогу на Ануфриевское озеро среди ржи и васильков… и танцплощадку в горсаду! Фотографии, даже самые лучшие, не могут заменить картину! А так хочется оставить детям и внукам память о себе: «Вот, смотри, это улица Текстильная. Здесь был наш дом, и на ней мы играли в лапту дотемна… А вот куст сирени, который рос во дворе музыкальной школы! Вот речка, покрытая снегом. И по ней мы ездили на гору «Бараниху» кататься на лыжах. А летом купались до посинения на пляже у Больничной горы… А это, смотри, георгины! Перед Первым сентября школьники бегали по домам и просили цветов на букет для учительницы. А тут часовенка на кладбище, где похоронены наши дедушки, бабушки, прадедушки и прабабушки, весь наш род…».
Зоя ГРАДОВА-ВРУБЛЕВСКА, д. Кочевицы
Примечание
Пленэрная живопись подразумевает создание картин не в мастерской, а на природе. Живопись на пленэре имеет ряд особенностей, связанных с ограничением времени выполнения работы.
Comments: