Сегодня мы публикуем интересный рассказ-воспоминание жительницы посёлка Ильино Валентины Павловны ПОПОВОЙ (в девичестве Васильевой) о её бабушке по линии отца – немки по национальности. В начале ХХ века она по собственному желанию покинула Германию и отправилась в Россию – в поисках лучшей доли, устройства личной жизни и в твёрдой надежде обрести здесь семейное счастье. На долю отважной женщины выпало немало трудных испытаний, которые та выдержала с честью...


«Моя мать Вера Игнатьевна Васильева родилась в 1927 г. в деревне Гаврильцево Ильинского района Смоленской области. Её родители умерли рано, и с трёх лет девочку-сироту растил родной брат матери Игнат Игнатьев вместе со своей женой Ефросиньей.
Работать мама начала с 16 лет, то есть ещё во время Великой Отечественной войны – с 1-го января 1943 г. по 6 апреля 1945 г. добросовестно трудилась в колхозе «Путь Ленина». Затем она работала бригадиром в деревне Высочерт, была рабочей в бригаде Дудкино. Закончила мать трудовую деятельность 31 марта 1984 г. Мой отец, Павел Дмитриевич Васильев, родился в 1921 г. в деревне Тюрино Ильинского района. Кстати, мать его была чистокровная немка. Как же она оказалась в далёкой российской глубинке? Вот об этом факте из истории нашей семьи стоит рассказать поподробнее.
Дед мой, Дмитрий Васильевич Васильев, после начала в 1914 г. Первой мировой войны, её тогда называли «германской», был призван в армию и отправлен на фронт. В 1915 г. русский солдат Васильев попал в плен и был угнан в Германию. Спустя какое-то время его отдали в батраки богатому хозяину. Днём Дмитрий Васильев выполнял разные работы, а на ночь его обычно сажали в глубокую яму, видимо, опасаясь, что он сбежит из неволи. В этой же семье работала прислугой молодая немка Минна Индриновна Дюден 1898 г. р., которая приносила еду русскому солдату, в силу стечения обстоятельств оказавшемуся на чужбине, и сильно жалела его. Так они и познакомились. Вскоре между молодыми людьми возникла взаимная симпатия, переросшая в более глубокое чувство.
После окончания войны и освобождения из батрачества Дмитрий предложил Минне поехать вместе с ним в советскую Россию, на свою малую родину, чтобы начать новую, свободную и зажиточную жизнь. Он подробно и в красках описывал невесте свою большую избу и какие-то три таинственные «лавки». Та, хорошенько всё взвесив, согласилась отправиться в дальний путь. Когда же странники, наконец, приехали в Тюрино, немецкая девушка увидела вместо просторного жилища лишь маленькую хатку. Спросила она и про лавки. Хозяин пригласил её пройти внутрь дома и показал три скамейки – никакого достатка и торговых лавок не было и в помине. Жили Васильевы очень бедно, бабушка по ночам часто плакала, но расстаться с любимым человеком и вернуться обратно так и не смогла.
После пребывания в плену и фронтового ранения дед постоянно болел – долгое сидение в сырой холодной яме не прошло бесследно. У супругов родились три сына: Павел (1921 г. р.), Алексей (1924 г. р.) и Дмитрий (1930 г. р.). Бабушка плохо знала русский язык, и жилось ей очень тяжело. Болезнь деда всё усиливалась, и в 1935 г. его отвезли в Смоленск, где поместили в больницу. Там он впоследствии и умер. Минна осталась одна с тремя детьми на руках в чужой стране.
22 июня 1941 г. Германия напала на Советский Союз, началась Великая Отечественная война. Вскоре Павел и Алексей были призваны в армию и сражались на фронте с немецко-фашистскими захватчиками. Отец мой, Павел Дмитриевич, прошёл всю войну, был регулировщиком дорожного движения. В апреле 1945 г. под Будапештом он получил осколочное ранение в щёку. Вернулся домой солдат после демобилизации осенью 1945 г. А в июне 1946 г. П. Д. Васильева приняли на работу в Ильинскую инспекцию Госстраха. В этой организации он проработал в общей сложности 42 года – до 30 декабря 1988 г. В 1947 г. отец женился на моей матери Вере Игнатьевой, у них родилось трое детей.
Его брат Алексей тоже был на фронте всю войну и вернулся домой инвалидом – без ноги. Я помню, как дядя Лёша рано утром, опираясь на костыли, шёл из Тюрина на работу в Ильинскую сельхозтехнику, где трудился сварщиком. До Ильина из Тюрина было три километра. Изо дня в день, причём в любую погоду, дядя Лёша проходил этот трудный маршрут в обоих направлениях. Он проработал на одном месте 30 лет.
Бабушка моя Минна после начала войны осталась одна дома с младшим сыном Дмитрием. В конце июля 1941 г. деревня Тюрино была оккупирована немцами. Когда непрошеные гости начинали притеснять местных жителей, те со своими бедами шли к Минне. Тогда она отправлялась к немцам и заступалась за своих односельчан, просила не обижать ни в чём не повинных людей. Немцы всегда прислушивались к женщине, говорившей на их родном языке, и не зверствовали в деревне. А ведь два бабушкиных сына были на войне, и она сильно рисковала, вступая в переговоры. Люди были очень благодарны своей заступнице и всегда отзывались о ней только хорошо. Человеком она была добрым и очень спокойным, рассудительным.
Бабушка всё время жила с младшим сыном Дмитрием. В 60-х годах ей оформили визу для поездки в Германию. Там она была два раза – гостила у родного брата. Было ей тогда примерно 65 лет. Приезжала бабушка из Германии всегда нарядная, с красивой причёской и хорошими подарками. После этого брат с сестрой долго переписывались и присылали друг другу семейные фотографии.
Когда бабушка Минна приходила к нам в гости (я запомнила её маленькой сгорбившейся пожилой женщиной), то всегда была чисто и опрятно одета, и обязательно в фартуке. Говорила она с сильным немецким акцентом, поэтому я не всегда понимала её речь.
В 70-е годы семья дяди Мити переехала на постоянное место жительства в Тульскую область, и бабушка уехала из Тюрина вместе с сыном. В 1978 г. она умерла и похоронена в городе Плавске. Вот так необычно сложилась судьба нашей бабушки Минны, о которой мы будем помнить всегда.
В. ПОПОВА, пос. Ильино»
Фото из семейного архива

Comments: