Давно уже закончилась Чеченская война, ещё раньше – Афганская.
Однако память о тех событиях, боль утраты родных и близких навсегда поселилась в сердцах миллионов жителей нашей страны.
Сегодня мы хотим напомнить нашим читателям о земляках, не вернувшихся из боя, но до конца выполнивших свой воинский и служебный долг в Афганистане и Чечне.

Михаил Мекшун

Михаил Иванович МЕКШУН (ефрейтор)
Родился 17 августа 1964 г. в д. Новый Бор. Учился скромный отзывчивый мальчик сначала в восьмилетней школе пос. Октябрьский Торопецкого района, а затем в 9-10 классах Староторопской школы, которую окончил в 1981 году. 9 октября 1982 года Западнодвинским РВК был призван на действительную военную службу.
С марта 1983 года М. И. Мекшун находился в Демократической Республике Афганистан. Был водителем автомашины ГАЗ-66, доставлял грузы для наших солдат и афганского населения.
2 марта 1984 года в районе населённого пункта Ниджраб мятежники обстреляли парашютно-десантное подразделение. Завязался бой. Когда боеприпасы были на исходе, Михаил по бездорожью вёз их под обстрелом противника, чем способствовал выполнению боевой задачи.
27 апреля 1984 года армейская автоколонна проходила по одной из горных дорог. Их душманы часто минировали. Одна из таких мин взорвалась под машиной Михаила Мекшуна, он погиб.

чурбаков Алексей
Алексей Иванович ЧУРБАКОВ (старший матрос)
Родился 16 января 1974 года в Новооскольском районе Белгородской области. Учился в Западнодвинской средней школе №2.
– В школе Алёша не был отличником, но учился охотно, – рассказывает мама Алексея Н. А. Чурбакова. – В кругу одноклассников был лидером. Часто ребята в различных спорных ситуациях обращались к нему за советом, потому что он всегда находил правильные слова, чтобы решить всё мирным путём. Алексей отличался необыкновенной порядочностью, всегда защищал тех, кто слабее, был очень добрым и отзывчивым. О таких, как он, говорят – рубаха-парень. Например, однажды купила ему красивую шапку с яркой надписью «Олимпиада-80», но носил он её не долго. Отдал какому-то малознакомому мальчику, объяснив этот поступок тем, что у того нет отца, и ему что-то подобное никогда не купят.
Алексей также всегда принимал активное участие в общественной жизни школы. Очень радовался и гордился, когда его класс получал почётные грамоты за общественную работу.
По словам Нины Алексеевны, у сына было много увлечений, но больше всего он любил радиотехнику, мог днями возиться со схемами, и это приносило ему большое удовольствие. Хотел быть военным, возможно, на этот выбор повлиял его дедушка, который был участником Великой Отечественной войны.
24 мая 1992 года Алексей Чурбаков был призван на службу в ряды Вооружённых Сил. Служил на Северном флоте в г. Североморск с 1992 по 1995 годы. Там в учебном центре он получил специальность «радиотелеграфист корабельных средств радио и связи».
В декабре 1995 года в составе 245-го полка старшим наводчиком боевой машины пехоты (БМП) Алексей был направлен в Чечню. 30 января 1996 года он погиб на Северном Кавказе.
– Во время службы в армии Алёша часто писал письма домой, – рассказывает Нина Алексеевна. – В январе 1996 года связь с ним внезапно оборвалась. Материнское сердце подсказывало: раз не пишет – значит, непременно что-то случилось страшное. Несколько раз я обращалась в военкомат, а там никаких сведений не давали, велели не паниковать и ждать.
В конце апреля в Западную Двину приехали военнослужащие, которые и сообщили дедушке Алексея, что старший матрос Алексей Чурбаков пропал без вести. Дедушка долго отказывался верить в случившееся, поскольку трижды на него самого семья получала с фронта документы как на «без вести пропавшего». А в 1945 году, раненый, он вернулся домой.
Всё самое страшное родных Алексея ждало впереди. Нина Алексеевна поехала в Ростов-на-Дону. Там, на запасных железнодорожных путях стояли вагоны-рефрежераторы, в которых хранились неопознанные тела погибших в Чечне солдатиков. Среди них на протяжении десяти дней безутешная мать пыталась найти своего сыночка, но так и не нашла. Спустя некоторое время поиски Алексея женщина продолжила в Чечне. Местные жители указали точно место гибели русских солдат, среди которых в тот злополучный день был и её Алёшка…
Вот как описан последний путь старшего матроса Алексея Чурбакова в «Книге Памяти. Сыновьям земли Тверской» (2003 год издания):
«30 января 1996 года на БМП в п. Шатой были отправлены за горючим девять человек. Сопровождения машины не было. БМП дошла до моста через реку Аргун, и здесь её подбили. Машина загорелась, заклинило гусеницу и башню, стрелять из машины ребята не могли. Для засады было выбрано идеальное место: с одной стороны река, с другой – скалы и ущелья. Ребят «духи» расстреливали в упор, работая тройками: снайпер, пулемётчик и гранатомётчик. Кто не успел выпрыгнуть из БМП, сгорел заживо. Через два часа на место трагедии прилетела «вертушка», но застала только тлевшую на обочине груду искорёженного смятого железа и жутко обгоревшие тела – всё, что осталось от экипажа БМП».

Ивченков Валерий

Валерий Николаевич ИВЧЕНКОВ (ефрейтор)
Родился 8 августа 1975 года. Погиб 24 апреля 1995 года. Награждён орденом Мужества.
Из воспоминаний Валентины Григорьевны Ивченковой, матери Валерия:
«Валерий был младшим сыном в семье. В школе, как и все мальчишки, учился не всегда ровно, хотя способности имел хорошие. У него было много друзей. Всегда имел на всё своё мнение. Со стороны повлиять на него было чрезвычайно трудно, но к доброму совету родных или учителей всегда прислушивался. Был очень самостоятельным и серьёзным, наверное, поэтому среди ребят за ним закрепилось прозвище «министр».
Из школьных предметов очень любил уроки технического труда, всегда с большим удовольствием что-то мастерил на токарном станке.
С детства были у Валеры, впрочем, как и других деревенских мальчишек, определённые обязательства по дому. Например, летом помогал нам на сенокосе, гонял скот в поле, поливал огород.
В юношеские годы одним из его любимых увлечений была охота, но при этом он не стремился к добыче, скорее всего его привлекала прогулка по окрестностям. Также он рано начал разбираться в технике, частенько помогал отцу ремонтировать машину.
После окончания Аксентьевской школы поступил в профессионально-техническое училище №46 (ныне Западнодвинский технологический колледж им. И. А. Ковалёва). По окончании училища получил водительские права.
В армию Валеру призвали в 1994 году. Служил он водителем в войсках МВД.
Письма домой писал часто, но в них никогда не жаловался на трудности. В одном из них с радостью сообщил, что наконец-то доверили ему новый дизельный «Урал». Он также постоянно переписывался с друзьями и одноклассниками. Но вот только, как оказался в Чечне, писем ребята от него не получали. И домой он об этом сообщил не сразу, наверное, не хотел нас волновать.
В последнем письме, которое написал Валера 22 апреля, он всё успокаивал меня. Просил, чтобы не беспокоились о нём, и обещал вернуться домой к майским праздникам. 24 апреля 1995 года его не стало.
Об обстоятельствах гибели нашего сына рассказал привёзший гроб с его телом заместитель командира части. Оказалось, что колонна автомашин была обстреляна на марше. Валера почему-то был в этот раз не за рулём. Он сидел в кабине рядом с шофёром-напарником. Когда последовала команда покинуть машину, он попытался выпрыгнуть, но попал под накрывший его «Урал». Говорили о факте случайности, о том, что если бы его удалось вытащить, он мог быть жив».

Цветков Игорь 2

Игорь Викторович ЦВЕТКОВ
(рядовой контрактной службы)
Родился 6 ноября 1973 г. в д. Луковниково Старицкого района Тверской области. Проживал в п. Старая Торопа. Призвался в Вооружённые Силы 18 декабря 1991 года Западнодвинским военным комиссариатом, уволен в декабре 1993 года.
26 сентября 1995 года поступил на военную службу по контракту в 166-ю мотострелковую бригаду г. Твери. Погиб 6 августа 1996 года в г. Грозном. Награждён орденом Мужества.
Приводим некоторые выдержки из статьи, которая в память об Игоре Цветкове вышла в газете «Авангард» в октябре 1997 года. Автор Т. Орлова.
«…Книги, спорт – так он проводил свободное время. До ухода в армию благодаря своему увлечению и тому, что мама работает в книжном магазине, собрал богатейшую личную библиотеку. Тут было всё, что его интересовало, особенно много спортивной литературы. Появился магнитофон – Игорь стал собирать свою фонотеку. Первая запись, правда, была немузыкальная. Он записал на двух кассетах один день жизни своей семьи. Бережно хранил эту запись. Зачем он сделал её? Ведь не было ничего необычного в тот день: бытовые разговоры мамы и сестры Марины, их возня по хозяйству… Что-то развеселило его самого – и на плёнке звучит его радостный смех… О чём он думал, пряча эту запись в шкаф среди самых дорогих своих вещей, и строго наказывал матери ничего не трогать без него? Что-то предчувствовал?…»
«… Перед призывом в армию он мечтал о границе, как будет служить на ней. Любил собак и хотел, чтобы непременно был рядом верный пёс. Никогда даже в шутку и речи не заводил, как многие призывники, как бы это уклониться от службы в армии. Надо – значит, надо. Есть долг, есть мужская обязанность.
А отслужил в стройбате. Так решил военкомат, туда привела армейская дорога. Понятно, что испытывать в строительных войсках ему довелось немало. Игорь всё перенёс достойно, без жалоб. Однако чувство скрытой обиды и неудовлетворённости своей срочной службой у него осталось.
Решение пойти на контрактную службу зрело в нём год. Пытался работать. Ничего не приносило удовлетворённости и ощущения своего прочного места в этой жизни. По-прежнему много читал. Стал интересоваться и газетными статьями. Сообщения о ходе Чеченской войны привлекали его внимание обострённо, даже болезненно. Но он считал, да и родные надеялись, что, отслужив, уже никоим образом причастен к ней быть не может. Даже когда заговорил о контракте, – с Чечнёй, а тем более с войной, это никак не связывалось… А в октябре 1995 года Игорь уже уехал из дома как доброволец-контрактник….»
«…4 января 1996 года Игорь в очередном письме домой впервые открыто написал: « Я в Чечне. Вы меня извините… Не хотелось вас тревожить. Живите, радуйтесь жизни, миру, за меня не переживайте. Мама, никому никаких претензий не высказывай. Я свой выбор сделал сам…» 26 июня предупредил: «Если от меня долго не будет писем – не волнуйтесь. Ждите».
Игорь Цветков погиб 6 августа 1996 года в Грозном. Это был последний бой в черте города. На следующий день не прозвучало ни одного выстрела. Необъявленная, непонятная, проклятая с обеих воюющих сторон война закончилась…»

челпанов алексей

Алексей Владимирович ЧЕЛПАНОВ (сержант)
Родился 1 января 1975 года.
– Алёша рос обычным ребёнком, – рассказывает мама Алексея Татьяна Николаевна Челпанова. – Но, пожалуй, главное, что отличало его от других сверстников, какое-то обострённое чувство справедливости. Наверное, поэтому его любили и к нему тянулись не только сверстники, но и ребята старше и младше его. Особенно мне нравилось наблюдать, как по-особенному он общался с малышами. Нежно, с большим уважением и любовью он относился ко мне и своей сестре Ольге. Поэтому, думаю, что он был бы очень хорошим мужем и отцом.
По словам Татьяны Николаевны, Алексей был и очень хорошим другом. Например, когда в семье Челпановых появился видеомагнитафон, дом всегда был полон его гостей. Юноша каждый вечер устраивал для ребят видеопросмотры фильмов.
Алексей всегда был первым помощником отцу в заготовке дров и на сенокосе, при этом никогда не жаловался на трудности и успевал ещё хорошо учиться в школе. Свободное от домашних дел время вместе с другими деревенскими мальчишками он проводил на рыбалке. В юношеские годы занимался охотой, а также очень любил прокатиться с ветерком по родному посёлку на своём мотоцикле.
После окончания Ильинской средней школы два года учился в мореходном колледже в г. Ломоносов Ленинградской области. Закончил два курса, впереди была практика, возможно, даже за границей. Но что-то она всё откладывалась, и Алексей решил идти в армию, надеясь, что службу зачтут как практику.
16 июня 1994 года Алексей был призван для прохождения военной службы во внутренние войска – в/ч 3641, пос. Софрино Московской области. После окончания учебного подразделения рядовому Челпанову А. В. было присвоено воинское звание сержант, и он был назначен командиром расчёта противотанкового гранатомёта. 21 февраля 1995 года вместе с расчётом был направлен в Чеченскую Республику для выполнения служебно-боевых задач.
За всё время службы Алексей написал большое количество писем домой. Мама Алёши бережно складывала все весточки от любимого сына. Обычно в своих письмах он подробно рассказывал обо всём, что происходило в его службе, давал наказы по хозяйству. В этих письмах он передавал всё своё тепло и любовь самым близким людям.
Письма, которые Алексей писал маме, пробирают до мурашек. Вот одно из них: «Мама, поздравь с 1 сентября Елену Степановну (первая учительница Алексея)… Мамуля, я за два месяца очень изменился. Думаю теперь совсем по-другому. Не надо мне моря – я хочу жить на ильинской земле, работать, как учила меня бабушка. Может, устроюсь участковым. Ты мне, мама, дороже всех, хочу жить около тебя…»
Последнее письмо Алексея пришло домой 18 апреля, когда его уже не было в живых…
7 апреля 1995 года, получив приказ командующего группировкой внутренних войск по освобождению от дудаевских боевиков села Самашки, А. В. Челпанов вместе с расчётом был направлен в первую штурмовую бригаду. При выдвижении к селу Самашки группа попала в засаду. Расчёт сержанта Челпанова, благодаря умелым действиям своего командира, уничтожил несколько огневых точек противника, чем оказал неоценимую поддержку своему подразделению. Во время боя Алексей был тяжело ранен в голову, но, не покидая поля боя, даже после получения второго смертельного ранения продолжал руководить личным составом расчёта.
Все удивлялись, как он мог с таким огнестрельным ранением сам сесть в БТР, выйти из него, перейти в автобус и только там потерять сознание. Прекрасное физическое состояние, несомненно, помогло бы Алёше справиться с ранением, если бы раньше обратили внимание на голову. А он, вероятно, не жаловался.
За мужество и отвагу, проявленные в бою, Алексей Челпанов награждён орденом Мужества (посмертно).
– Имя моего сына навечно внесено в списки личного состава подразделения, в котором он служил, – рассказывает Т. Н. Челпанова. – На территории части также оборудован мемориальный стенд, посвящённый его памяти, его имя увековечено и на обелиске Памяти погибшим в чеченском конфликте. Также ежегодно 7 апреля в Софринской отдельной бригаде оперативного назначения отмечают день Памяти в дань мужества и отваги боевых товарищей, павших в боях. По традиции почётными гостями этого трогательного мероприятия являются родители всех ребят погибших в «горячих точках». Я очень благодарна командованию за память о наших детях.
Материалы подготовила Т. КИСЕЛЁВА

Comments: