Соболев

15 августа, когда в Западной Двине отмечался День города и района, в историко-краеведческий музей пришёл посетитель, как оказалось, довольно необычный. Поближе познакомившись, мы узнали, что это наш земляк – генерал- лейтенант запаса Александр Анатольевич Соболев, который вместе с супругой приехал в Западную Двину навестить мать, и заодно решил познакомиться с экспозицией музея. Он с удовольствием согласился ответить на наши вопросы.


– Александр Анатольевич, расскажите немного о себе, почему Вы решили стать военным?
– Я коренной западнодвинец. Моя мать Валентина Михайловна Соболева всю жизнь отработала на ДОКе – прошла длинный трудовой путь от мастера до начальника отдела кадров. С детских лет я мечтал быть военным, поэтому после окончания городской восьмилетней школы, сейчас это СОШ №2, решил поступать в Калининское (ныне Тверское) суворовское военное училище. Правда, не прошёл конкурсный отбор, так что с заветной мечтой пришлось пока повременить. Я продолжил обучение в первой городской средней школе. В 1978 г., сдав выпускные экзамены, уехал в Ленинград, где получил рабочую профессию в судостроительном училище №14 и поступил на Балтийский судостроительный завод. В 1979 г. был призван на действительную военную службу, которую проходил в суровом Заполярье, в войсках ПВО.
Отслужив год, окончательно утвердился в решении стать профессиональным военным и в 1980 г. поступил в Ленинградское Высшее ордена Ленина Краснознамённое училище железнодорожных войск и военных сообщений им. М. И. Фрунзе. Это был, безусловно, лучший период моей жизни. Я с большим удовольствием учился, быстро вошёл в напряжённый ритм занятий, привык к строгому распорядку дня. Моя специальность называлась так: «Инженер-механик. Эксплуатация строительной и дорожной техники».
В 1984 г., после выпуска из училища в звании лейтенанта, я получил направление в Тюмень командиром взвода в 19-ю отдельную железнодорожную бригаду. Затем служил в разных местах – в Свердловской области, в Абакане, Вологде, Ярославле, Невиномысске, Волгограде и т. д. Довелось побывать во многих регионах и изрядно поездить по стране. Служил на разных командирских и штабных должностях, командовал взводом, полком, бригадой, корпусом. Принимал участие во Второй Чеченской кампании. В 2001 г. окончил военную Академию тыла и транспорта им. генерала А. В. Хрулёва в Санкт-Петербурге. Службу закончил в звании генерал-лейтенант, в должности заместителя командующего железнодорожными войсками. Дважды был на приёме у Президента РФ, Верховного Главнокомандуюшего В. В. Путина. Награждён орденом Знак Почёта, именным огнестрельным и холодным оружием, медалью А. В. Суворова, медалью «За освоение нефтегазового комплекса Западной Сибири», ведомственными медалями, имею звания «Почётный железнодорожник», «Почётный строитель России».
– Чем военные железнодорожники отличаются от гражданских коллег?
– Как говорится, это большая разница. Гражданские путейцы занимаются в основном эксплуатацией действующих линий. А вот железнодорожные войска предназначены для восстановления в кратчайшие сроки разрушенных стальных магистралей, строительства новых железнодорожных линий на особо сложных или стратегически важных участках, как правило, в отдалённых, труднодоступных местах, а также сооружения мостов, других подобных объектов. Выполняют наши войска и непосредственно боевые задачи. В 2001 – 2004 гг. я командовал бригадой железнодорожных войск на Северном Кавказе. Здесь мы вели не только восстановительные работы, сопровождали воинские и гражданские эшелоны (поезда), занимались разминированием местности, но и участвовали в боевых действиях. Ведь в состав нашей бригады входили четыре бронепоезда, на которых имелись зенитные установки, гранатомёты, а на платформах стояли танки. Так что эти бронепоезда представляли собой довольно грозную силу.
Большой объём восстановительных работ выполняли железнодорожные войска в годы Великой Отечественной войны. Приведу такой интересный факт. Когда я командовал в Невиномысске, это Ставропольский край, 37-й отдельной железнодорожной бригадой, то тогда в её состав входил и 8-й отдельный мостовой железнодорожный батальон, расквартированный в городе Георгиевск. Ознакомившись с его историческим формуляром, я узнал, что эта часть, сформированная в Ярославле, боевое крещение приняла на станции Западная Двина летом 1941 г. После того, как немецкие самолёты сильно разбомбили станцию, батальону пришлось «восстанавливать верхнее строение пути», чтобы здесь возобновилось движение поездов.
– А чем Вы занимаетесь на гражданке?
– После увольнения в запас мне предложили переехать на постоянное местожительство в город Ярославль и занять ответственную гражданскую, но довольно близкую по роду прежней военной службы должность заместителя начальника службы Управления Северной железной дороги. Хорошенько подумав, я согласился, так как на новом рабочем месте смог применить свой богатый профессиональный опыт. Тем более, что этот красивый город на Волге мне был хорошо знаком. В своё время я командовал полком, который дислоцировался в Ярославле. Так что связь с железной дорогой по-прежнему не теряю.
– Какие воспоминания остались у Вас о Западной Двине, о людях, с которыми приходилось общаться и дружить?
– Они самые тёплые и светлые. У каждого человека есть отчий дом – малая родина, которая для него всего милей и дороже. Естественно, для меня такой является Западная Двина. По моему мнению, это один из красивейших малых городов страны. За последние годы он изменился в лучшую сторону, появился даже свой музей. Поэтому каждый мой приезд в Западную Двину – всегда большое радостное событие. Теперь стараюсь быть здесь чаще, чтобы повидаться с родственниками. В Западной Двине живут брат Юрий Анатольевич Соболев и сестра Маргарита Анатольевна Евтинова. Люблю прогуляться по хорошо знакомым с детства тихим городским улочкам. Также увлекаюсь рыбалкой.
Что касается конкретных людей, то, прежде всего, следует вспомнить педагогов, тех, кто открыл мне дорогу в мир знаний. Это моя первая учительница Мария Васильевна Жильцова, другие педагоги городской восьмилетней школы. Когда я стал учиться в старших классах городской средней школы, то у нас преподавал немецкий язык Анатолий Васильевич Руженцев, с которым я и мой приятель дружили. Анатолий Васильевич был отменным учителем-лингвистом. Благодаря его урокам и эффективной методике я неплохо овладел немецким языком. Эти прочные знания мне очень пригодились в военном училище. Ещё следует помянуть добрым словом учителя этой школы Людмилу Александровну Мюрзеп, – прекрасного, душевного человека.
– Как Вы считаете, нужно ли молодым парням идти служить в армию?
– Исходя из личного богатого опыта, однозначно скажу – обязательно нужно, чтобы исполнить свой гражданский долг. Армия – это хорошая школа жизни, где многому научат. При нынешнем министре обороне Сергее Шойгу престиж российской армии заметно повысился. В войска поступает много новой современной военной техники, которую должны обслуживать хорошо подготовленные специалисты. Неслучайно теперь военнослужащих полностью освободили от хозяйственных работ, чтобы больше времени уделять непосредственно боевой подготовке. Так что у ребят в период военной службы есть прекрасная возможность овладеть ратной профессией, стать настоящими защитниками Родины.
Беседу вели:
Сергей ДЕНИСОВ
и Евгений КОНОВАЛЬЦЕВ

Comments: