№8 (10356)   2 марта  2018

Захаров Иван Павлович0001

Иван Павлович ЗАХАРОВ родился в 1913 году. До Великой Отечественной войны жил в           г. Великие Луки, работал инструктором горкома партии. На фронт ушел добровольцем. Довелось ему в годы войны совершить несколько отважных подвигов. Один из них был описан в газете «Великолукская Правда» в серии публикаций «Навстречу Дню Победы» (статья «Подвиг Ивана Захарова», автор – В. Ловецкая, дается в сокращении).


«Город Великие Луки с самого начала войны имел большое стратегическое значение, особенно железнодорожный узел в сочетании с новосокольническим и невельским. Немецкое командование отлично понимало стратегическое назначение этих железнодорожных узлов. Первые вражеские самолеты появились на пятый день войны под Великими Луками. Они прошли на большой высоте в заречной части города, не произведя бомбометания. Бомбардировщики появлялись над городом ежедневно, в утреннее и вечернее время.
В ночь с 1-го на 2-ое июля фашисткие самолеты появились над железнодорожным узлом. Было сброшено три фугасных бомбы. Одна вызвала повреждение и пожар в пристанционных продовольственных складах, другая, упав на рельсы, вызвала загорание двух вагонов с артиллерийскими боеприпасами. Начались взрывы снарядов крупного калибра. Горящие вагоны входили в состав эшелона, в котором находились авиационные бомбы, разрушительная сила которых могла нанести огромный ущерб и вокзалу, и ПВРЗ, и всему железнодорожному узлу. Это страшное бедствие не произошло благодаря подвигу, совершенному инструктором горкома партии Иваном Павловичем Захаровым.
Когда в горкоме узнали о катастрофе на железной дороге, И. П. Захаров поспешил в кабинет секретаря М. П. Ермоловича. Захаров обратился к Михаилу Петровичу. Он просил разрешения отцепить горящие вагоны от эшелона и увезти его в безопасное место. Ермолович категорически возражал, зная об опасности, которая грозила гибелью. Захаров настаивал на своем. Говорил, что у него есть все-таки права паровозного машиниста и он считает своим долгом использовать их в данный критический момент.
Из паровозного депо И. П. Захаров подогнал локомотив и под вагонами подобрался к сцепке, соединяющей горящие вагоны с остальными, снял ее. Вернулся обратно под вагонами к паровозной будке. С отцепленными вагонами, где были бомбы и другие боеприпасы, он отвел эшелон в безопасное место. Таков незабываемый подвиг нашего земляка Ивана Павловича Захарова».
И это не единственный отважный поступок, совершенный И. П. Захаровым во время Великой Отечественной войны. У дер. Молохи, что недалеко от Торопца, он задержал немецкого солдата, который отстал от своих и заблудился. Немец просил показать ему дорогу на Великие Луки. И. П. Захаров не растерялся и отвел вражеского солдата в комендатуру.
После войны Иван Павлович работал сотрудником Великолукского отделения железной дороги. Затем переехал жить в Западную Двину, где до выхода на пенсию трудился на местной железнодорожной станции.
У И. П. Захарова было семеро детей. Все они давно стали взрослыми людьми, получили профессии, достигли высоких успехов в труде, обзавелись своими семьями, тоже имеют детей и внуков. Галина Ивановна Ермакова и Виктор Иванович Захаров живут в Западной Двине. Вера Ивановна Головкина и Надежда Ивановна Захарова – в Санкт-Петербурге. Лариса Ивановна Филина работала строителем там же, в городе на Неве, а сейчас вышла на заслуженный отдых и проживает в г. Ломоносове. Татьяна Ивановна Речистер живет с семьей в г. Козельске Калужской области. Любовь Ивановна Патрашина окончила медучилище в г. Ленинграде и по направлению уехала работать в г. Вытегра, где живет и по сей день.
По словам дочери И. П. Захарова Галины Ивановны Ермаковой, которая передала в редакцию снимки отца для участия в акции «Бессмертный полк» и ксерокопию газетной статьи о нем, он был скромным, добрым и отзывчивым человеком, которого уважали люди.

Ильин Михаил Николаевич
Фотографию своего отца     М. Н. ИЛЬИНА передал в редакцию его сын, житель Западной Двины Юрий Михайлович Ильин. Участник войны Михаил Николаевич Ильин родился в 1921 году в дер. Акатьково Шараповского сельсовета. Во время Великой Отечественной войны сначала находился на Украине, под Харьковом, где получил ранение. Потом бойца отправили в Баку в зенитно-артиллерийское училище, после выпуска из которого Ильин служил на Кавказе в войсках противовоздушной обороны вплоть до самого конца войны. Затем офицер был направлен в Литву, и лишь в 1956 году Ильин с женой и детьми вернулся в родной Западнодвинский район.
Подготовила
Юлия РЕЧИСТЕР

Comments: