№38 (10336)   29 сентября  2017

Мужчина-учитель – довольно редкое явление в наших школах.
Поэтому не удивительно, что педагог в строгом деловом костюме и галстуке
пользуется особым авторитетом и уважением среди учеников.
К нему прислушиваются, им восхищаются, ему хотят соответствовать.

Г. К. ЕФИМОВ работает в Западнодвинской средней школе №1 с 2008 года. Но педагогическая деятельность его началась гораздо раньше, еще в Узбекистане, где после окончания школы параллельно с учебой в институте Геннадий Константинович работал учителем истории и географии. В Западной Двине к этим предметам добавились еще «право» и «обществознание». Так что Г. К. Ефимов, так или иначе, преподает практически во всех классах среднего и старшего звена.

Ефимов2
Минувший учебный год стал для Геннадия Константиновича особенным, можно сказать, «триумфальным»: годом подведения определенных итогов и пересмотра приоритетов. Во-первых, окончили школу «его ребята» – те, кто взрослел на его глазах с 5-го по 11-й класс. И отпускать их наставнику было очень тяжело. Во-вторых, 2016–2017-й учебный год стал годом триумфа Г. К. Ефимова как педагога. В ходе итоговой аттестации в 11 классах из 32-х выпускников школы, сдававших ЕГЭ по обществознанию и готовившихся к экзамену под руководством Геннадия Константиновича, 16 человек получили тестовые баллы выше 70 и 80, что является отличным результатом. И в-третьих, Геннадий Константинович окончательно решил для себя, что амбиции в плане должностей и карьерного роста ему чужды. Его стезя – это преподавание и ежедневная работа с детьми.
Обо всем этом и не только мы говорили с Г. К. Ефимовым во время нашей встречи накануне нового учебного года. В своем кабинете, за учительским столом, среди карт и портретов видных исторических деятелей разных эпох он выглядит и чувствует себя очень органично. Наш разговор касался самых разных тем и, конечно, роли учителя в формировании личности ученика.
– Считается, что дети любят не сам предмет, а учителя, я согласен с этим, – говорит Геннадий Константинович. – От того, сможет ли преподаватель привить ребенку интерес к предмету, во многом зависят его дальнейшие успехи. Поэтому я всегда с особой ответственностью подхожу к подготовке к уроку, использую, в том числе, и современные технологии. Нахожу в Интернете видеоролики, отрывки из художественных фильмов, передающие атмосферу той или иной эпохи. И при такой подаче даже Советский период жизни нашей страны становится интересен для изучения современным детям, которые не знают, что такое дефицит, очереди в магазинах, съезды компартии.
– История – сложный предмет, во многом субъективный. Учитель и сам, наверное, имеет свою собственную точку зрения на те или иные события. Как избежать оценочного подхода и не навязывать свое мнение ученикам? – задаю я первый вопрос.

Ефимов 1
 – Я стараюсь озвучивать на уроке нейтральную точку зрения, чтобы с моей стороны не было никаких делений на «плохой» или «хороший». Даже если мы подошли к изучению такого спорного исторического периода, как Гражданская война. Я даю ученикам возможность самим дать обоснованную оценку событиям, решить, за «красных» они или за «белых». Хотя понимаю, что ребятам очень важно мое видение, как педагога и просто уважаемого ими человека.
– И вот здесь роль и личность учителя приобретают особое значение.
– Несомненно. Ведь история и обществознание – это те предметы, при изучении которых у учеников закладывается представление о реальности, о месте личности в истории, происходит знакомство с правовыми нормами, знание которых необходимо, а незнание приводит к совершению правонарушений. Навязывание молодежи понятий «плохой режим», «плохой строй» ведет к тому, что подростки выходят на демонстрации, участвуют в беспорядках, в протестах против существующей власти. Это означает, что учитель не смог дать ребенку объективных знаний о действительности или не смог переубедить ученика, доказать, что его мнение ошибочно. Потому что кто, как ни учителя истории, должны знать, что Россия не нуждается еще в одной революции, тем более, что результат ее всегда непредсказуем.
 – Чем еще, кроме интереса к предмету, можно объяснить высокую успеваемость учеников по вашим предметам?
– Я строг с детьми и требователен к ним, но они не ожидают другого от мужчины-педагога, поэтому понимают и принимают мою требовательность и строгость. Кроме того, они уверены, что я смогу дать им прочные знания и подготовить к экзаменам, что тоже немаловажно. И, конечно, мы много работаем, не только во время уроков и элективных курсов. Так как для нынешних детей социальные сети стали частью жизни, я создал группу «ВКонтакте» – сообщество по подготовке к ЕГЭ. Там мы решаем с ребятами тестовые задания, используя для этого все свободное время.
– Вы преданы школе, детям, и они отвечают Вам взаимностью. Чем еще наполнена Ваша жизнь помимо работы?
– Не стоит меня идеализировать. Если честно, то рано утром, спеша в школу, я думаю о том, как же я хочу спать. А из школы спешу домой, чтобы отвлечься от работы и предаться своему любимому увлечению – чтению. Обожаю книги в жанре «фэнтези», на пополнение моей домашней библиотеки уходит львиная доля зарплаты.
Недавно интервью у Г. К. Ефимова взяли его ученики. Оно было опубликовано в сентябрьском выпуске школьной газеты в рубрике «Разговор с учителем». Ребят интересовало, каким школьником был сам Геннадий Константинович, какие оценки на уроках получал, каким предметам отдавал предпочтение, почему выбрал профессию педагога, какие чувства испытывал, идя на свой первый в жизни урок в качестве учителя, и волнуется ли сейчас перед встречей с классом? И на все вопросы юных корреспондентов Г. К. Ефимов отвечал предельно откровенно. «Быть честным с теми, кого учу – мой принцип. Учитель – это пример для подражания. Поэтому дети не должны видеть необязательность, хитрость. Тогда между учеником и учителем не будет доверия и взаимопонимания, без которых не добиться успеха в обучении», – считает мой собеседник.
Юлия РЕЧИСТЕР

Фото из личного архива
Г. К. Ефимова

Comments: