№11 (10309)   24 марта  2017

 

Выставка с таким названием открылась в экспозиционном зале районного историко-краеведческого музея. Уверен, немногие могут сходу сказать, что означает ее название. Энциклопедический словарь дает следующее толкование: филумения – сложное слово, состоящее из двух частей. Фил (в переводе с греческого «любовь», «люблю») и люмен («свет», «светильник» на латыни). То есть «любовь к свету». В современном понимании филуменисты – люди, коллекционирующие спички, спичечные коробки, этикетки. Филумения возникла в начале 19 века вместе с развитием спичечной промышленности.


История спичечной этикетки в России берет свое начало 7 декабря 1859 г. До этого спички упаковывались в металлические коробки по 1000 штук в каждой. Дело в том, что в состав зажигательной смеси, применяющейся при их изготовлении, входили красный и белый фосфор. Поэтому спички были чрезвычайно пожароопасными и могли воспламениться даже от трения друг о друга. К тому же их производство было очень вредным из-за выделявшихся ядовитых паров. С изменением технологии производства спички стали расфасовывать в небольшие коробки, изготовленные из фанерного шпона. Такие спички приобрели широкую популярность в России. До революции их производило около 800 фабрик, причем у коллекционеров ценятся этикетки, выпущенные небольшими предприятиями, так как они выходили малыми сериями, а значит, были более редкими. Интересно, что первоначально этикетка называлась несколько иначе – «круговой спичечный этикет», и изображение на ней было напечатано по кругу. На этикетке обязательно указывались сведения о производителе (фамилия и инициалы владельца фабрики) и месте производства спичек.

P1300915
Обо всем этом и много еще о чем интересном рассказал западнодвинский филуменист Руслан Михайлович Прохоренков. Спичечными этикетками он увлекся в 1999 году. В его коллекции, а насчитывает она около 1500 штук, в основном этикетки советского периода, но есть и несколько дореволюционных. Коллекционер ставит перед собой задачу не просто набрать как можно большее количество этикеток, а собрать их полные серии. Это долгий и кропотливый труд, связанный не только с поиском нужного экземпляра, недостающего в данной серии, но и с его обработкой. Ведь этикетки приобретаются, как правило, на спичечных коробках. Поэтому их надо отмочить, аккуратно отклеить, удалить с них клей, чтобы не потемнели со временем, высушить, заламинировать, разместить на листе и в альбоме. Причем, все этикетки должны быть в идеальном состоянии. Сейчас у коллекционера четыре альбома. В первом собраны спичечные этикетки 50-70 гг. прошлого века, во втором – с 1971 по 1991 гг. В третий вошли современные российские этикетки (после 1991 г.), а в четвертый альбом помещены иностранные этикетки.
В современном высокотехнологичном мире спичечная этикетка становится все большей редкостью. Например, в Европе спички в массовом количестве традиционно продолжают производить лишь в Швеции и Великобритании. В России они тоже еще пользуются широким спросом, хотя постепенно и у нас уходят из обихода. Да и этикетки уже стали не такими интересными и красочными, как раньше. Ведь, к примеру, этикетки 50-60 годов, когда телевизоры еще не были так широко распространены, были не только красочными и высокохудожественными, но выполняли еще информационную и воспитательную функции, нередко содержали поучительные надписи. Поэтому филуменисты сейчас выполняют, как считает Руслан Михайлович, важную функцию, выступая носителями и хранителями нашей истории, традиций, уходящего в прошлое быта.
Несколько слов о самом коллекционере.

1
Р. М. Прохоренков родился в 1986 г. в д. Граблино. В двухлетнем возрасте переехал в Ильино, где рос, воспитывался и учился, поэтому по праву считает себя коренным ильинцем. В 2007 г. окончил Великолукский лесхоз-техникум. Сейчас живет и работает в Западной Двине. На данную выставку предоставил 318 этикеток нескольких серий. Это лишь одна пятая часть его коллекции. Так что, возможно, это первая, но не последняя наша встреча с увлеченным коллекционером и просто интересным человеком.
Е. Коновальцев,
 методист историко-краеведческого музея

Comments: