зажигалка

Недавно в наш музей был передан интересный экспонат – круглая металлическая бензиновая зажигалка с оригинальным орнаментом на корпусе, которая, вероятно, относится к дореволюционному периоду. Широкое распространение подобные изделия получили во время Первой и Второй мировых войн.
Такие зажигалки вещь, незаменимую для солдат в суровых фронтовых условиях, в большом количестве изготовляли специальные артели, где имелись свои умелые мастера. Но за образец брались серийные заводские изделия.


В верхней части – зажигалки имеются два отверстия: для кремня и фитиля. Внутри зажигалка полая, фитиль по размерам равен её длине. Колёсико обычно изготавливалось из прочного напильника, оно и высекало искру. Правда, в этом экземпляре колёсико утрачено.
Корпус зажигалки выполнен из латуни. Её размеры: диаметр – 3,7 см (меньше спичечного коробка), толщина – 0,7 см.

Безусловно, заслуживает внимания и сама история появления зажигалок.
Первую зажигалку в 1823 г. сконструировал немецкий химик-изобретатель Иоганн Вольфганг Дёберейнер. Устройство, где отсутствовали кремень и огниво, имело простую конструкцию. Принцип действия зажигалки был следующим: цинк в виде мелких частиц вступал в реакцию с серной кислотой (эти исходные реактивы находились внутри корпуса зажигалки), образуя газообразный водород. Он воспламенялся при попадании искры в горловину контейнера. Эта конструкция, получившая название «огниво Дёберейнера», была эффективная, но очень опасная. Тем не менее, она просуществовала около 60 лет, когда была вытеснена другим устройством по добыче огня – фосфорными спичками.
Прежде чем появились современные зажигалки, изобретатели потратили много времени на разработку различных методов улучшения обычных спичек, которые получили широкое распространение. Только в начале 20 века появились реальные конкуренты спичек – бензиновые зажигалки. Но когда они горели, от них пахло бензином. Такие устройства были ненадёжными и часто взрывались из-за перегрева топлива. Все точки над «и» расставила компания «Зиппо», наладив производство более надёжных зажигалок.
Первая безопасная зажигалка с «кремнём» была создана в 1906 г. после изобретения бароном Карлом фон Ауэрбахом ферроцериевого сплава в Австрии. Именно этот крепкий сплав является основой для изготовления «кремня» для зажигалок. Тогда кремнёвая зажигалка и обрела конструкцию, практически без изменений дошедшую до наших дней: специально зазубренное колёсико высекает искру из кремня, а искра поджигает пропитанный бензином фитиль или газ, выходящий из клапана.
Развитие зажигалок было ускорено во время Первой мировой войны. Первоначально солдаты использовали спички, чтобы видеть дорогу в темноте, но интенсивные вспышки при зажигании выдавали их месторасположение. Необходимость в огне без большой вспышки способствовала появлению индустрии зажигалок. Лидером по производству кремнёвых зажигалок в то время была родина ферроцерия – Австрия, а также Германия.
Впоследствии удобные и практичные бензиновые зажигалки стали выпускаться по всему миру. Добрую службу они сослужили советским солдатам и в годы Великой Отечественной войны в качестве надёжного и незаметного источника огня.
В СССР старались делать копии популярных зарубежных зажигалок, которые по своим качествам хотя бы приближались к изделиям лучших фирм. Например, «Огонёк», «Коминтерн», «Кремль Москва» и др.
В 60-х годах прошлого века самыми узнаваемыми отечественными были зажигалки с профилем первого космонавта Земли. Возможно, эти раритеты, которым есть о чём нам поведать, ещё сохранились в некоторых домашних коллекциях.

Ну, а сейчас большой популярностью пользуются карманные пластиковые зажигалки, что является наглядным подтверждением ценности этого полезного изделия.
Ольга ЛЕБЕДЕВА,
методист Западнодвинского историко-краеведческого музея имени Героя Российской Федерации И. Г. Ахтырского

Comments: