Культура
- Подробности
- Категория: Культура
Начиная с 2015 г. в деревне Шниткино (расположена на берегу озера Шниткино, через которое проходит река Торопа) летом работает научная археологическая экспедиция Государственного исторического музея города Москвы. На прошлой неделе её руководитель Сергей СТЕФУТИН пригласил сотрудников редакции к себе в гости, чтобы рассказать, какие здесь сейчас ведутся исследования, а самое главное – позволить нам своими глазами увидеть интересный эксперимент, который осуществляют волонтёры: сооружение погребальной древней насыпи – сопки новгородских словен.
Утром 22 августа мы приехали в Шниткино. Сергей Александрович рассказал нам о работе экспедиции: археологи тщательно исследуют ближайшую округу озёрного расширения, чтобы выяснить, какое место занимали здешние жители, находившиеся на оживлённом торговом пути древности, в глобальном историческом процессе. Прежде всего, изучаются археологические памятники различных эпох. Самые ранние памятники датируются 3-2 тысячелетиями до нашей эры. Они расположены по всей береговой линии озера. Но наибольший интерес представляют памятники раннего Средневековья 8-12 вв. (курганы, селища, городища). Судя по найденным вещам и костным останкам, здесь тогда было поселение славян-кривичей. Но, возможно, присутствовали и скандинавские «пришельцы», по крайней мере, какое-то ограниченное время. Потому что при раскопках обнаружены предметы именно скандинавского происхождения. Ведь тогда разветвлённый водный торговый путь захватывал и эту территорию.
Конкретно озёрная и полноводная река Торопа, впадающая в Западную Двину, была одним из участков того водного торгового пути древности, который проходил с севера – Скандинавии – на юг – в Византию. На юге средневековых торговцев особо интересовало серебро, которое доставлялось и в наши края. А с севера они привозили меха, рабов («живой товар»), мёд. То есть проходил оживлённый торговый обмен. По реке Торопе, вниз по течению и в противоположную сторону, ходили целые караваны судов.
Как раз в районе деревни Шниткино, на низком берегу озера, удобном для подхода с воды, находилось небольшое поселение, связанное с торговой деятельностью. Скорее всего, речные караваны делали в этом месте остановку, чтобы починить суда, запастись продуктами, отдохнуть. На основе собранных материалов можно с уверенностью сказать, что здесь помимо обычных промыслов существовала металлообработка. Где-то рядом находились залежи железа, из которого кузнец после переплавки изготавливал различные изделия. Ещё в поселении какое-то время жил весьма искусный ювелир (об этом красноречиво свидетельствуют прекрасные находки), который прошёл обучение у лучших мастеров того времени, скорее всего, скандинавских.
Особый интерес представляют погребальные комплексы раннего Средневековья. В этом году была обследована компактная курганная группа возле деревни Шниткино.
Следующий этап исследований – это уже более поздняя эпоха Ивана Грозного (15-16 вв.). Например, деревня Шниткино как раз и «стоит» на месте старинного поселения.
В эти августовские дни по инициативе специалиста Института археологии Российской академии наук Андрея Волова впервые в нашей стране в рамках работы этой экспедиции проводится уникальный эксперимент по насыпке песчаного кургана – сопки, с целью определить, сколько времени необходимо затратить для возведения такого земляного сооружения.
Площадка для него была выбрана примерно в 500-та метрах от базового лагеря. Работы на этом экспериментальном объекте велись уже второй день. Мы направились туда, чтобы весь процесс увидеть своими глазами, а по дороге необходимые пояснения дал научный сотрудник Центра археологических исследований Новгородского государственного университета Павел Колосницын:
– Мой приятель Андрей Волов изучает сопки – погребальные насыпи новгородских словен. Они сооружались в 9-10 вв. Вероятнее всего, сопки являлись местами захоронений вождей, старейшин, наиболее выдающихся членов общины. Люди, насыпавшие их, были язычниками, и погребения, как правило, совершали согласно обряду сожжения тел умерших. Образовавшийся при этом пепел помещали в урну – глиняный сосуд – и закапывали в сопке (кургане). Такие насыпи распространялись в то время на окраинах поселений. Вероятно, они были не только местами погребения, но и несли какую-то сакральную нагрузку (имели особый общественный статус), являясь своего рода святилищами для членов своей общины.
Поэтому в научной литературе бытует мнение о том, что подобные насыпи требовали больших временных и человеческих ресурсов для постройки. Так что не каждая община могла «оторвать» значительное количество людей от повседневной работы и отправить их строить курган.
Ещё в первой половине 20 века советские археологи предпринимали попытки вычислить, какое количество трудозатрат требуется для возведения курганной насыпи. Однако все исследования заходили в тупик. Учёным до сих пор неизвестна производительность труда средневекового землекопа, вооружённого средневековой лопатой. Какой из этапов работы отнимает наибольшее количество сил и времени? Все предварительные вычисления будут только теоретическими и приблизительными выкладками. Выход из этой проблемной ситуации только один – провести эксперимент по строительству кургана со строгим соблюдением всех средневековых реалий и особенностей. Что практически и удалось осуществить этим летом.
Мы работаем деревянными узкими лопатами, есть металлическая мотыга. Все они являются точными аналогами подобных средневековых инструментов. Например, уже выяснилось, что узкая деревянная лопата плохо режет плотный дёрн, но прекрасно показала себя при сооружении сопок, поскольку для их «строительства» используется лёгкий песок.
Походящее место для реализации проекта в силу разных причин нам не удалось найти в Новгородской области, поэтому выбор пал на Тверскую область, западнодвинскую деревню Шниткино. В нашей группе участников эксперимента 19 человек. По большей части это люди, связанные с археологией или интересующиеся ею. Есть филологи, геологи, физик-ядерщик. В основание сопки была заложена «капсула времени», в которую каждый землекоп вложил свою записку – своеобразное послание потомкам.
Когда мы добрались до места сооружения сопки, там вовсю кипела работа. Насыпь жёлто-песчаного цвета достигла значительных размеров и уже угадывались её окончательные очертания. Вместе со всеми здесь ударно трудился и сам руководитель эксперимента Андрей Волов, который дал необходимый комментарий, чтобы мы были в курсе происходящих событий:
– Наш проект по реконструкции курганной насыпи удачно вписывается в исторический ландшафт. Дальше по дороге, буквально в нескольких сотнях метров отсюда, находится курганная группа из 50 песчаных насыпей. Размер для сооружения сопки был выбран не самый большой: высота – 2 м, диаметр – 10 м. Песок для неё берётся из постоянно углубляемого окружного рва. Работы ведутся довольно быстрыми темпами. За первый день проведения эксперимента, 21 августа, сопка поднялась на 1,8 м. Сегодня будем добирать оставшийся объём. Конечно, заключительный этап намного труднее первого, потому что песок приходится бросать из глубины всё выше и выше. Но ничего, справимся. К вечеру планируем завершить нашу работу.
Самое главное: идя экспериментальным, опытным путём, мы выяснили, что сооружение подобных земляных погребальных насыпей – новгородских сопок или небольших курганов славян-кривичей, характерных для данной местности, не было особо трудозатратным процессом. Группа из 20 сильных мужчин – жителей одного поселения, вполне могла справиться с этой работой за один летний световой день. К примеру, наш дневной трудовой день длится всего шесть часов.
Мы попросили поделиться своими впечатлениями о ходе эксперимента одну из девушек-волонтёров.
– Эллина Розенцвейг, – представилась она. – Учусь в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова на филологическом факультете. Летом я ездила в Новгород на археологические раскопки берестяных грамот, для их дальнейшего прочтения, поскольку это моя научная специализация. Там и узнала про данный «сопочный» проект, который меня заинтересовал. Сюда приехала вместе с подругой. В первый трудовой день было тяжело. К вечеру устала так, что просто не чувствовала спины. Зато ночью прекрасно выспалась в палатке, на свежем воздухе. Такая интенсивная археологическая деятельность полезна для поддержания хорошей физической формы. Тем более что я занимаюсь чирлидингом, где есть элементы акробатики, имею взрослый спортивный разряд. Вообще, после столь напряжённой работы я сильно стала уважать наших далёких предков – им такие большие нагрузки приходилось выдерживать почти каждый день.
После возвращения в базовый лагерь экспедиции Сергей Стефутин показал нам некоторые интересные предметы, найденные при раскопках: жёлтые и белые бусины; большой и малый глиняные погребальные сосуды; погибший в огне глиняный сосуд, который начал деформироваться, потрескался, но не рассыпался. Удалось выяснить, что внутри него хранились зёрна ячменя и пшеницы, с примесью дикой ржи, которые предназначались не для весеннего посева, а для приготовления пищи. Из более ранних находок (3-2 тыс. до н. э.) особую ценность представляют небольшие каменные орудия: наконечник для стрелы или дротика; скребок (их размеры 9 см и 4 см соответственно). Наконечник изготовлен из местного кремня. А вот скребок, скорее всего, был привозным, поскольку такой кремень в этой местности не встречается.
В следующем году научная экспедиция Государственного исторического музея продолжит свою работу в окрестностях деревни Шниткино. Так что, наверняка, будут новые находки и важные открытия. Пожелаем, чтобы археологам всегда сопутствовала «госпожа удача».
Сергей ДЕНИСОВ,
Ольга ЖУКОВА
Фото Мадины Мартыновой
Comments: