Торопец2

1. Торжественная встреча героев-первопроходцев
2-го июня 1898 г. (по старому стилю) в уездном городе Торопце царило радостное оживление. Ещё бы! Сюда только что своим ходом пришёл настоящий пароход из Витебска. Он поднялся вверх по реке Западной Двине, проследовал через город Велиж, большое село Кресты, а самый последний и сложный участок, протяжённостью примерно 70 вёрст, прошёл по реке Торопе. Естественно, витебский пароход и всю его отважную команду встречали как настоящих героев-первопроходцев.


Вот как по свежим следам восторженно описал это далеко не рядовое для тихого, провинциального Торопца событие корреспондент либерально-прогрессивной губернской газеты «Псковский городской листок» Алекс. Флористов: «Если бы Александр Македонский возвратился из Азии в свою родную Македонию, вместо того, чтобы умереть на чужбине, народ не приветствовал бы его лучше, чем торопчане эту первую пташку культуры, витебский пароход. На берегу собралось всё население города во главе с городским главою, с музыкой, радостными восклицаниями, прерываемыми только шумом взлетавших на воздух пробок шампанского. Экипаж парохода был торжественно сопровождён в местный клуб, где в честь него состоялся большой митинг. Причём в воодушевлённых тостах было сказано, что настала новая эра для Торопца, так как открыто прямое водное сообщение, правда, пока, только с Витебском, но что нет никакого основания не предполагать возможности и дальнейшего расширения его. Например, с Ригою, Лондоном, Бразилею, Кубой, Манильею, Порт-Артуром, словом, с целым миром! Два дня пароход был предметом восторженных оваций, восхищения и посещения его жителями. Наконец настал и час его отъезда, но когда он вернётся: через месяц или через 1000-летие – неизвестно». (Флористов А. «На востоке Псковской губернии». «Псковский городской листок», 1898 г., 24 июня, №46).
Тем не менее, сам автор не особо расстраивается по этому поводу и в заключительной части статьи оценивает визит дальних гостей весьма оптимистично: «Но одно всё-таки доказано этим прибытием – это возможность пароходного движения от Торопца до Риги. Если губернское земство будет теперь ходатайствовать перед правительством – обратить благосклонное внимание на водный путь по Торопе и Двине, тогда экономическое положение совершенно заброшенного до сих пор захолустного уезда поднимется весьма быстро».

2. По пути научно-технического прогресса
В таком же ключе, но более глубоко, хотя и несколько критично, посмотрел на это событие торопчанин Михаил Языков, который в конце ХIХ – начале ХХ вв. регулярно публиковался на страницах «Псковского городского листка». Вот что он конкретно написал позднее, отмечая значимые события 1898 г.: «Летом в начале июня торопчане услышали свисток парохода. Действительно, пароход, настоящий большой пароход, пришёл из Велижа, и таким образом практически решился вопрос, долгое время всех занимавший и бывший предметом споров и сомнений. Оказалось, что даже без всякого углубления дна, срытия порогов, переделки моста в Речанах пароход при среднем уровне воды может благополучно дойти до Торопца. Следовательно, для пароходов меньшего размера движение может быть доступно во время навигации. Пока же движение значительных грузов на Велиж, Витебск, Ригу производится первобытным способом, на лайбах, крайне медленно, в особенности, когда лайбы тянутся против течения. Но раз попытка увенчалась успехом, можно ожидать в будущем, что и у нас начнёт раздаваться пароходный свисток, не только случайно, а постоянно. Приходится удивляться только тому, что никому из наших местных капиталистов не приходит в голову мысль принять на себя инициативу в таком прибыльном деле, как пароходное сообщение, – нет, мы всё ждём варягов из-за моря. Чужие люди, чужие капиталисты устроят это дело и воспользуются выгодными результатами, – а местное население останется в стороне». (Языков М. «Из Торопца: итоги общественной жизни». «Псковский городской листок», 1899 г., 28 марта, №24).
В этом, по мнению М. Языкова, виновато само местное общество, где отсутствует общность интересов. Но всё же автор не впадает в пессимизм и уныние. Он твёрдо уверен в наступлении лучших времён: «Так или иначе, двумя путями – по воде и по суше – мы поднимемся ближе к свету, выбиваемся из того заколдованного круга, от центра которого куда не скачи, везде не ближе 200 вёрст. В этом немалая заслуга 1898 г.».
Следует отметить, что в самом Торопце уже были ранее предприняты попытки организовать водное сообщение между Торопцем и Велижем по Торопе и Западной Двине. Вот что сообщал тот же Михаил Языков на станицах «Псковского городского листка» ещё в августе 1892 г.: «…В текущем году установилось пароходное движение между Витебском и Велижем. Можно смело сказать, что пароходное общество в недалёком будущем расчистит местами русло Двины и Торопы и доведёт линию пароходного сообщения до Торопца: следовательно, от торопчан ускользнут доходы, которые, несомненно, получит кампания велижских и рижских капиталистов. Между тем, лет семь тому назад (т. е. в 1895 году, прим. С. Д.), когда некто Ф. Соколов с 3000 руб. в кармане устроил маленький пароход, могущий возить пассажиров от Торопца до Велижа, из наших капиталистов никто не пожелал принять участие в этом предприятии, чтобы составить капитал на это дело тысяч в 20-25, и, конечно, предприятие Соколова рухнуло – у него не было средств нанимать специалиста-машиниста и иметь хороший, прочный паровик (паровой двигатель, прим. С. Д.)». (Языков М. «Подъездные пути и важное их значение для Торопца». «Псковский городской листок», 1892 г., 9 августа, №63).
Стоит учесть, что, говоря о сухопутном пути, Михаил Языков, конечно, имел в виду начавшееся в 1898 г. строительство железнодорожного пути Москва – Виндава (ныне Москва – Рига). В пределах Торопецкого уезда возводилось несколько станций: Западная Двина, Старая Торопа, Жижица, Кунья. Наибольшее значение, естественно, имела для Торопца станция Старая Торопа, поскольку была наиболее близко расположена к нему. Так совпало, что торжественное освящение начала работ на нашем участке Великие Луки – Ржев производилось в воскресенье 3 мая 1898 года, т. е. всего за месяц до прибытия в Торопец витебского парохода.

3. Наступает время новых людей
Торопчанин Михаил Языков в своей уже цитированной статье «Из Торопца. Итоги общественной жизни» делал смелый, но оказавшийся пророческим вывод о том, что вследствие скорого получения Торопецким уездом надёжного сообщения по водному или сухопутному (железнодорожному) пути произойдут разительные перемены и в общественной жизни Торопца, которые в той или иной мере отразятся на его горожанах.
«Увеличится приток новых лиц, облегчится и ускорится приток материалов, и вообще все отрасли жизни получат несколько иное направление, препятствующее замкнутости, застою – злой язве провинциального захолустья. Возможность перемены образа жизни и деятельности, перемены впечатлений – большое благо, в особенности для такого изолированного своеобразного уголка, как Торопец. Вот почему люди мыслящие будут приветствовать с особым удовольствием открытие у нас железнодорожного и пароходного движения!». (Языков М. «Из Торопца: итоги общественной жизни». «Псковский городской листок», 1899 г., 28 марта, №24).
Следует отметить, что и А. Флористов и М. Языков правильно восприняли, а затем и отразили на страницах губернской газеты «Псковский городской листок» факт прибытия в Торопец витебского парохода, как знаковое, выражаясь современным языком, судьбоносное событие, за которым последуют большие перемены. Ведь оно практически доказывало саму возможность установления устойчивого сообщения славного древнего города с внешним миром, а это, в свою очередь, имело бы самые благоприятные последствия и перспективы для дальнейшего развития Торопца и положительных перемен в его общественной жизни.
Стремительно набиравшая обороты жизнь нового ХХ века распорядилась так, что спустя почти 10 лет после того памятного июньского дня в Торопце снова раздался громкий свисток, но уже не парохода, а паровоза. Ведь в начале 1907 г. завершилось строительство железнодорожной магистрали Бологое – Полоцк. Наконец-то сбылась давняя мечта торопчан – иметь устойчивую связь с внешним миром! Ещё ранее, в сентябре 1901 г., вступила в строй первая очередь стальной магистрали Москва – Виндава, прошедшей с востока на запад через Торопецкий уезд.

Торопец
Тем не менее, не стоит окончательно сбрасывать со счетов и водный речной путь до города Торопца. Например, во время Великой Отечественной войны, в период 1942 – 1944 гг., из Торопца по реке Торопе и далее по реке Западная Двина была организована с помощью катеров-буксиров доставка малотоннажными плоскодонными баржами воинских грузов для нужд 4-й Ударной Армии. Сначала они доставлялись до Велижа, а затем по мере продвижения фронта на запад – до Витебска. Ремонтная база (военно-восстановительный завод) находилась в месте впадения Торопы в Западную Двину, около деревни Устье.
Сегодня же водные, железнодорожные пути, проходящие через город Торопец и его исторические территории, можно с успехом использовать для организации интересных туристических маршрутов.
Сергей ДЕНИСОВ

Comments: