DSC 1806

Как уже ранее сообщалось в газете «Авангард», в июле 2019 г. наш район по приглашению Межпоселенческой центральной библиотеки посетила представительная делегация в составе десяти человек (все члены одной дружной семьи), возглавляемая видным учёным Виктором Наумовичем Самариным. В ходе двухдневного визита они посетили Западнодвинский историко-краеведческий музей, а затем отправились в Ильино – на родину их предка, талантливого журналиста Льва Яковлевича Ильинского (1884 – 1968 гг.). Во время этих тёплых встреч гости твёрдо пообещали продолжить установившиеся дружеские контакты, оказать содействие в реализации совместных культурно-просветительских проектов. И слово своё сдержали.


В конце января к нам приезжали представители этой делегации – научный сотрудник Государственного музея Востока (г. Москва) М. М. БРОНШТЕЙН вместе с супругой Еленой Лазаревной. 20 января они побывали в Ильино, где провели интересные встречи с учащимися Ильинской СОШ и местными жителями, рассказав им о музее Востока. А 21 января Михаил Мокович провёл в историко-краеведческом музее несколько уроков-лекций на эту тему в форме ознакомительной экскурсии по залам музея Востока, сопровождавшейся видео-показом ряда экспонатов на экране.
Я с удовольствием побывал на одном из таких замечательных уроков, на него пришли учащиеся 8-го «а» класса СОШ №1. Директор Межпоселенческой центральной библиотеки Г. А. Филиппова познакомила ребят с гостем, а затем предоставила ему слово:
– Государственный музей Востока – один из самых прекрасных художественных музеев столицы, он существует уже более ста лет и насчитывает в своей коллекции порядка 300 тыс. экспонатов, – начал урок Михаил Мокович. – Давайте вместе отправимся в удивительное путешествие по залам и экспозициям музея. Этот зал посвящён искусству Средней Азии. Посмотрите на размещённые в витринах замечательные халаты, расшитые золотыми нитями, медные кувшины, деревянную дверь, покрытую необыкновенной резьбой. Такое ощущение, что мы чудесным образом оказались на страницах старой, хорошо известной с детства сказки «Тысяча и одна ночь». Следующий зал посвящён искусству народов Юго-Восточной Азии. В витрине, которую я вам хочу показать, выставлены страшные индонезийские кинжалы. «Страшными» они называются потому, что у них острое змееподобное лезвие, и этим лезвием воины наносили опасные, а зачастую и смертельные раны своим противникам.

images (1)
Продолжая своё путешествие, М. М. Бронштейн пояснил, что на Востоке было сделано немало замечательных изобретений, и познакомил с одним из них – индонезийским теневым театром. Его главными действующими лицами являлись куклы, которые вырезались из прочной кожи буйвола и раскрашивались очень яркими красками, чтобы быть похожими на героев индонезийских мифов. Перед началом представления за спиной кукол вывешивался большой белый экран. Когда актёры приводили в движение кукол, то тени от них падали на экран, за которым и находились зрители. Они не видели актёров и самих кукол, зато видели на экране тени, которые отбрасывали на него «ожившие» куклы. То есть с помощью теневого театра кукол по сути создавался эффект чёрно-белого кино. Этому изобретению более тысячи лет.
Восточные ремесленники и художники являются авторами другого замечательного изобретения – китайского фарфора. В музее представлены его лучшие образцы. М. М. Бронштейн рассказал школьникам любопытную легенду, повествующую о том, как европейцам удалось раскрыть тайну производства китайского фарфора. Любознательный французский монах, живший в XVII в., приехав в Китай, выучил сложный китайский язык. Однажды ночью он тайком сумел прокрасться в мастерскую, где ремесленники изготавливали фарфор, и спрятался в огромную вазу. Весь день монах просидел там, внимательно слушая разговоры китайских мастеров, в ходе которых и понял, как рождается знаменитый фарфор. В следующую ночь он благополучно покинул мастерскую и вернулся во Францию, где и рассказал всё правившему королю Людовику XIV. Правда, тот не поверил, что фарфор получается из глины, и прогнал монаха со двора. Через некоторое время об этом разговоре узнали голландские мастера и раскрыли тайну китайского фарфора. Как было на самом деле, неизвестно. Но действительно, уже в XVIII столетии в Голландии стали производить отличный фарфор, который стал распространяться по всей Европе. А в России первым начал изготавливать фарфор великий русский учёный М. В. Ломоносов, причём, он мало в чём уступал образцам, привезённым из Китая.

images
Не менее ценным изобретением китайских мастеров стал шёлк. В частности, в музее Востока хранится коллекция красивых китайских халатов из шёлка. Путешествуя по залам музея, ребята увидели ещё много интересного: японскую традиционную верхнюю одежду «кимоно»; грузинские «поющие» кувшины; портрет прекрасной иранской девушки, выполненный на стекле; маленькую изящную скульптуру танцующего бога Шивы, который, согласно индийской мифологии, является символом победы добра над злом, знания над незнанием.
В музее Востока также имеется богатая коллекция произведений искусств народов Северной Азии. Этот огромный регион включает в себя большую часть Сибири, находящуюся за Уральским хребтом, и весь российский Дальний Восток – Чукотку, Камчатку, Приамурье, Приморье. Основная часть экспонатов была собрана во время работы специальных экспедиций. В одной из них – Чукотской археологической экспедиции, на протяжении многих лет – с 1987 по 2003 гг. принимал непосредственное участие и М. М. Бронштейн. Так что эта тема ему близка и хорошо знакома. Михаил Мокович рассказал ребятам о некоторых экспонатах, привезённых с Чукотки. Вот, например, ценная археологическая находка – клык моржа, превращённый искусным мастером-резчиком в амулет, причём довольно необычный, поскольку он изображает сразу несколько живых существ. Первое, что бросается в глаза – голова медведя с оскаленной пастью, что-то сжимающего зубами. Но если приглядеться повнимательней, то можно увидеть голову ещё одного животного – тюленя. А если мысленно повернуть эту «скульптуру» на 180 градусов, мы отчётливо увидим голову птицы с острым клювом. Для учёных пока остаётся загадкой, почему же древний мастер объединил в одном произведении сразу три компонента?. Во время археологических раскопок на Чукотке удалось найти гарпун. Это было главное орудие эскимосских морских охотников на моржей, тюленей, китов. Все его части, кроме древка, изготавливались из клыка моржа, который легко поддавался обработке. Наконечник гарпуна был сконструирован таким образом, что, попав в тело зверя, поворачивался на 90 градусов и намертво застревал в ране. Массивная головка древка утяжеляла гарпун и тем самым увеличивала силу его удара.
Не меньший интерес представляет ещё один важный компонент данного охотничьего орудия. Это довольно необычный предмет, по форме напоминающий бабочку, поэтому его ещё стали называть «крылатый предмет». Он закреплялся на задней части древка, поскольку «крылатый предмет» играл такую же роль, что оперение у стрелы. На основе практических испытаний удалось установить, что он обладает прекрасными аэродинамическими качествами – не только стабилизирует гарпун в полёте, но и придаёт этому метательному крылатому снаряду оптимальную траекторию полёта, что очень важно для удачной охоты.
До наших дней сохранился замечательный вид чукотского искусства – гравировка на моржовых клыках. Его технология была такова. Гравёры удаляли верхний, бугристый слой моржового клыка и, добившись ровной поверхности, процарапывали на ней рисунок. Внутреннюю часть контура покрывали штриховкой, втирали в кость сажу из лампы-жиринки и получали чёрно-белое изображение. Гравировка отличалась крупным масштабным рисунком. Природный цвет моржовой кости, трещины на её поверхности создавали эффект заснеженного пространства.
В Чукотской археологической экспедиции вместе с сотрудниками московского музея часто работали и местные мальчишки, живущие в самом северо-восточном посёлке России – Уэлене, расположенном на берегу Берингова пролива. Однажды ребята попросили взрослых отпустить их пораньше домой из лагеря, чтобы они по пути смогли поставить рыболовные сети. Вскоре археологи временно прекратили раскопки и, оглянувшись вокруг, с ужасом увидели следующую тревожную картину: прямо к тому месту, где ничего не подозревающие мальчишки, присев на корточки, распутывали сети, идёт белый медведь. Кричать, чтобы предупредить ребят, было бесполезно, так как хищный зверь сразу проявит агрессию. Тогда археологи стали махать руками, чтобы привлечь внимание своих младших товарищей, но они на них не реагировали. К счастью, медведь повернул обратно, возможно, почувствовал чужой людской запах. Как потом выяснилось, мальчишки всё же увидели подаваемые им сигналы, но решили, что археологи сообщают им об очередной новой находке.
После завершения всех уроков, проводившихся в музее, я побеседовал с М. М. Бронштейном.
– Ваши личные впечатления от поездки в Западнодвинский район?
– В этот раз мне и моей супруге и незаменимой помощнице Елене Лазаревне, в отличие от прошлогодней летней поездки, удалось пообщаться со школьниками. Надеюсь, они получили достаточно полное представление о нашем музее, так что теперь Восток стал им ближе и понятнее. Дети оказались благодарными и внимательными слушателями, с удовольствием отвечали на заданные вопросы. Конечно, не менее приятно было в Ильино встретиться и пообщаться со взрослыми жителями посёлка. Это оказалось приятным и полезным для обеих сторон.
– Какова роль современного музея в приобщении школьников и детей младшего возраста к культуре, познанию мира, расширению их кругозора?
– Этому направлению мы у себя уделяем большое внимание. У нас, например, существует научно-просветительский отдел, где работают порядка 20 человек. И эти люди хорошо владеют специальной методикой общения с детьми. При музее существуют многочисленные кружки, постоянно проводятся ролевые игры, викторины, олимпиады, организуются тематические экскурсии для школьных групп. В последнее время всё больше приходит в музей родителей с детьми. Так что ребята с малых лет приобщаются к искусству, культуре народов мира.
Очень хорошо, что и в Западной Двине есть свой достойный историко-краеведческий музей. Его методист Евгений Алексеевич Коновальцев – культурный и образованный человек, обладающий поистине энциклопедическими знаниями. А среди посетителей музея, как я заметил, больше всего школьников. Желаю ему и всем западнодвинцам дальнейших успехов, в свою очередь мы готовы продолжить наше сотрудничество и, если потребуется, всегда окажем посильную помощь.
Сергей ДЕНИСОВ
Фото Татьяны Киселёвой

Comments: