Культура
- Подробности
- Категория: Культура
№33 (10331) 25 августа 2017
2. Свидетельства минувших дней.
В пламени войны.
Двинская речная флотилия.
Плоты-караваны
Одной из главных достопримечательностей г. Велижа, конечно же, является районный историко-краеведческий музей, который находится на центральной площади в кирпичном здании дореволюционной постройки. Здесь нас радушно встречает его директор Лина Александровна Качулина – наша давняя знакомая, один из лучших работников культуры Смоленской области. Обширная экспозиция состоит из нескольких тематических разделов. Например, археологический представлен находками Сертейского комплекса, которые дают наглядное представление о культуре свайных поселений. В следующем, историческом разделе отражены основные последующие этапы в жизни велижского края.
Существует несколько версий происхождения названия города. По одной из них оно происходит от корня «вел» в значении «великий, большой». Не исключено, что в древности Западная Двина называлась по-старославянски «Велья», что значит «Великая». В 11 веке в состав Великого Смоленского княжества входило Торопецкое княжество в верховьях Двины с Жижицкой и Велижской волостями. В 1316 г. Велижская волость была включена в состав Великого Княжества Литовского. В конце 15 века, после окончания татаро-монгольского ига на Руси, активизировался процесс по воссоединению русских земель под эгидой Москвы, в частности, обострилось противостояние с Литовским княжеством, которое привело к открытым военным столкновениям.
В 1533 году русскими войсками был взят Велиж. К июлю 1536 года, всего лишь за несколько месяцев, была построена Велижская крепость. В качестве исходной площадки было использовано старое городище на высоком левом берегу Западной Двины. С востока крепости протекал ручей Коневец, устье которого перегородили плотиной. В результате уровень воды поднялся и затопил ров глубиной до 15 м и шириной более 15 м. На вооружении крепости имелись пушки, достаточное количество боеприпасов. Велиж, являясь хорошо укрепленным городом, был важным форпостом на неспокойной западной границе. Впоследствии он постоянно подвергался нападениям и с конца 16 века, после похода Стефана Батория, почти 200 лет входил в состав польско-литовского государства и лишь в 1772 г. вновь отошел к России.
С 1802 по 1924 гг. Велиж был уездным городом Витебской губернии. Затем входил в Псковскую губернию (1924 – 1927), в Ленинградскую область (1927 – 1929), в Западную область (1929 – 1937). С 1937 г. и по настоящее время Велиж находится в составе Смоленской области. В 1897 г. в Велиже насчитывалось 12 тысяч жителей, кроме русских здесь жили евреи, белорусы, латыши, представители других национальностей.
В годы Великой Отечественной войны Велиж ждали суровые испытания. Уже 12 июля 1941 г. город заняли немецкие части. Основанный на геноциде «новый порядок» оккупанты проводили в жизнь, казня советских патриотов. 8-го января 1942 г. началась Торопецко-Велижская операция, которую проводила 4-я Ударная Армия. К утру 30 января 360-я стрелковая дивизия овладела северо-западной и юго-западной окраинами Велижа. 48-я стрелковая бригада закрепилась у восточной окраины. Гитлеровцы заблаговременно укрепили город, поэтому здесь в течение 600 дней шли затяжные бои. Лишь вечером 20 сентября 1943 г. город был освобожден. Потери советских войск под Велижем превысили 50 тысяч человек, противник потерял тридцать тысяч. В военном разделе музея представлены материалы, рассказывающие о частях, сражавшихся на территории Велижского района, воинах-земляках, отличившихся на полях сражений. В краеведческий музей постоянно приходят посетители, среди которых немало и приезжих. Бывают там и довольно высокие гости. Так, Лина Александровна показала нам личную «визитку», которую оставил ей для поддержания дальнейших рабочих контактов председатель Законодательного Собрания Тверской области Сергей Анатольевич Голубев, который побывал здесь в прошлом году.
2017 год в России объявлен «Годом экологии», поэтому в музее оформлена специальная тематическая иллюстрированная выставка, посвященная реке Западной Двине. Хотя ее протяженность в пределах Велижского района составляет лишь 67 км, роль реки–труженицы в жизни и судьбе этого края трудно переоценить. Уже в 15-16 вв. русские купцы, жившие в верховьях Западной Двины, вели оживленную торговлю через Ригу с западноевропейскими государствами. Оживленный водный путь проходил и мимо Велижа, где суда делали остановку. В 1585 г., при вхождении города в Речь Посполитую, на реке была построена пристань. В 1887 г. в Велиже появился первый пароход, привезший грузы из Торопца. Пароходное сообщение между Велижем и Витебском было установлено в 1891 г. А в следующем году пароходами из Велижа было перевезено 147 тысяч пудов пиломатериалов, десятки тысяч пудов зерна и других товаров. Грузы перевозили не только на лайбах (баржах), которые тащили на буксире, но и непосредственно на борту парохода.
Жизнь многих велижан была связана с работой на пристани. В 1863 г. в Велиже было 45 корабелов, 56 лоцманов, 68 лайбщиков. Слава велижских лоцманов была известна во всех городах на Двине. Они сопровождали не только суда, но и плоты, ведь на реке было много труднопроходимых мест. Главную опасность, конечно, представляли пороги. Своему успешному экономическому развитию и благополучию Велиж прежде всего был обязан реке. В 1917 г. велижская судоверфь производила баржи (лайбы), дебаркадеры и малые паромные лодки. Как память об этом важном периоде, в городе есть площадь Судоверфи.
В 1943 г., сразу после освобождения Велижа, из устья р. Торопы прибыл военно-восстановительный отряд, занимавшийся подвозом на речных баржах разных грузов к линии фронта. В ноябре 1943 г. судоверфь, которая располагалась на территории лесозавода, была готова к работе. Цех выпускал самоходные катера, баржи, ялы, лодки. В 1953 г. судоверфь объединили с райпромкомбинатом, который в дальнейшем был преобразован в Велижскую мебельную фабрику. Сейчас этого предприятия в городе уже нет.
Велиж также славился и своими плотогонами. Гонки (ударение на последнем слоге) с верховьев Западной Двины и ее притоков – Обши, Межи, Торопы и других, формировались в виде «гленей», которые вязали из сброшенных в воду бревен. В каждой глени крепилось 25 бревен. Гонок состоял из 10-15 гленей. Спереди и сзади гонка устанавливались большие рулевые весла–«дрыгалки», которые ворочали до восьми человек. Посреди гонка сооружался шалаш, который и служил временным жилищем сплавщикам. Несколько гонков составляли караван, который плыл с соблюдением дистанции. До Риги плотогоны добирались за 30 дней.
В 1924 г. в Велиже была создана артель сплавщиков, которая легла в основу велижской конторы «Двинлес» с 600 рабочими. Сплавной путь по Двине и другим притокам составлял 2174 км. В 1930 г. «грузоподъемность» реки достигла 2 млн куб. м древесины! Значительная ее часть шла на экспорт, пополняя валютные запасы страны Советов. 20 марта 1935 г., перед началом нового сезона, в Велиже прошло Первое сплавное совещание конторы «Запсплавлес».
Немалую роль в сплаве леса, перевозке грузов играли катера Велижской речной конторы (участка). В 1951 г. здесь работали катера с такими названиями: «Велиж», «Западная Двина», «Ударник», «Днепр», «Киров» и другие. Профессия водника и сплавщика передавалась по наследству из поколения в поколение. К сожалению, 1 апреля 1985 г. сплавную контору закрыли. Все 24 катера передали в леспромхоз, где они еще некоторое время использовались в качестве буксиров. В 1990 г. перестали гонять плоты и на этом участке реки. Ранее между Велижем и Витебском, расстояние между которыми по воде составляло всего 80 км, существовало речное пассажирское сообщение, что было очень удобно для местных жителей. В послевоенное время сначала курсировали небольшие пароходы и теплоходы. Потом появились и более современные речные суда, например, быстроходные «Ракеты» и «Метеоры». На период летней навигации в Велиже к берегу реки пришвартовывалась плавучая пристань. Но в 1991 г. этот водный путь был тоже закрыт. Теперь на реке тихо и спокойно.
Мы поинтересовались у Л. А. Качулиной: «Используется ли сейчас Западная Двина для водного туризма?». Она ответила, что неоднократно осуществлялись попытки что-то предпринять в этом направлении, но пока дальше разговоров дело не пошло. Хочется надеяться, что здесь произойдут положительные перемены, ведь на нашей Янтарной реке много красивых и удивительных мест, которые с удовольствием посетят любознательные туристы. Кстати, в настоящее время в нашей Тверской области реализуется сразу несколько интересных туристических проектов. Один из них как раз водный, под названием «Большая Волга».
Вооружившись в музее обширными краеведческими знаниями о Велиже, мы решили, что теперь настала пора совершить самостоятельную экскурсию по улицам города.
Сергей ДЕНИСОВ,
Евгений КОНОВАЛЬЦЕВ
(Окончание следует)
Comments: