Старая Торопа

В конце 30-х гг., когда фашистская Германия завершала подготовку к широкомасштабной войне, Советский Союз не мог оставаться в роли пассивного наблюдателя и вынужден был серьёзно позаботиться об укреплении собственной безопасности, в том числе, принять меры по планомерному усилению Военно-воздушных сил страны. Если в 1937 г. в Красной Армии было 18 авиационных училищ, то в 1939 г. – 32, а на 01.05.1941 г. – уже 100! В период с 01.01.1939 г. по 22.06.1941 г. в войска поступило 17745 боевых самолётов, из которых 3719 – новых типов, не уступающих по основным параметрам лучшим немецким машинам. Также были приняты меры к строительству в европейской части страны большого количества новых аэродромов.


В 1939 г. на территории нашего района было построено три военных аэродрома. Один из них – «Старая Торопа». В годы войны он активно использовался вплоть до 1944 г. и имел стратегическое значение. Летом 1941 г. его задействовали лётчики знаменитого 29-го Краснознамённого истребительного авиаполка (с 6 декабря 1941 г. – 1-го гвардейского). В 1942-43 гг. с него летали машины 157-го, 667-го, 809-го штурмовых, 1-го, 5-го, 32-го гвардейских истребительных, 21-го, 271-го, 181-го, 239-го, 653-го истребительных и других авиационных полков, включая полки десантных планеров. Причём одновременно использовалось несколько площадок, носивших разные наименования: «Старая Торопа», «Задемьянье», «Базары» и т. д. Поэтому староторопский аэродром правильнее было бы назвать аэроузлом.
Фашистская авиация предпринимала неоднократные попытки уничтожить аэродром или, хотя бы, нанести серьёзные потери находящейся на нём технике и людям. Воздушные бои завязывались в непосредственной близости от аэродрома и происходили на глазах у многочисленных свидетелей. Об одном из них мне рассказал западнодвинский поисковик Д. М. Клишков, а подробности этого примечательного боя после непродолжительных поисков удалось найти в интернете.
Произошел воздушный поединок 3 февраля 1942 г. над пос. Старая Торопа, незадолго до этого освобождённым от фашистской оккупации. С нашей стороны в нём участвовал один истребитель «ЛаГГ-3» лётчика 21-го истребительного полка ст. лейтенанта Н. Ф. Бочарова, с немецкой – три тяжёлых многоцелевых истребителя «Ме-110».
Вот что дословно написала об этом бое газета Военно-воздушных Сил Красной Армии (Орган Народного Комиссариата Обороны СССР) «Сталинский Сокол» от 24 апреля 1942 г. в заметке «Победа лётчика тов. Бочарова»:
«Тактически грамотный, умелый бой провёл на днях старший лейтенант Бочаров.
На самолете «ЛаГГ-3» он вышел прикрывать движение наших войск. С южного направления к этому участку подходили три «Ме-110». Они шли в строю левого пеленга на высоте 300-400 метров. Враги набрасывались на одиночные автомашины, повозки, на группы красноармейцев. Затем «мессершмитты» развернулись и пошли со снижением на юг, очевидно, заметив на дороге «объект» для атаки. Вот в этот момент на высоте 1000 метров появился лётчик Бочаров. Заметив фашистов, он резко перевёл машину в пикирование и смело атаковал численно превосходящего врага. Самолёты противника, заметив нашего истребителя, стали в круг, ведя по нему огонь, и по спирали начали набирать высоту. Бочаров оказался внутри круга «Ме-110». Он решил занять более выгодное положение для повторной атаки. Резко снижаясь, истребитель начал уходить в сторону своего аэродрома. Вражеские истребители, видимо, вначале предположили, что наш лётчик не один, но потом, осмотревшись, бросились преследовать Бочарова, обстреливая его из лобовых точек.
Истребитель змейкой, со снижением прошёл 4-5 километров, затем, резко набрав высоту, оказался выше вражеских машин. Левый боевой разворот позволил Бочарову зайти в хвост двум «Ме-110», по которым с дистанции 300-400 метров он выпустил два снаряда (неуправляемых реактивных РС-82. Прим. Е. Коновальцева). От прямого попадания шедший с левой стороны «мессершмитт» развалился на куски. Правый самолёт противника от попадания второго снаряда начал падать. Третий, видимо, не успев понять, что произошло, продолжал заходить в хвост нашему истребителю и вести по нему огонь. Тов. Бочаров сделал ещё один левый боевой разворот и очутился в хвосте третьего «Ме-110». Выпустив по нему несколько снарядов (РС), он открыл огонь из всех огневых точек. Правый мотор «мессершмитта» задымил, немец отвалил в сторону и со снижением начал уходить на юг.
У тов. Бочарова был израсходован весь боекомплект. Он пошёл на снижение и взял курс на свой аэродром, где благополучно совершил посадку.
Успех проведённого тов. Бочаровым воздушного боя – результат смелых и решительных действий. Хладнокровие и выдержка позволили ему разумно расходовать боеприпасы, последовательно вести логически связанные между собой элементы боя. Благодаря этому он бил врага обдуманно и методически, наперёд подготавливая следующие действия, ведя только прицельный огонь с наивыгоднейших дистанций, вовремя и умело атакуя.
Майор Н. Сергеев.
Батальонный комиссар Б. Рубин.
Действующая армия».

Несколько отличную от вышеприведённой версию высказал Дмитрий Хазанов в книге «Неизвестная битва в небе Москвы. Ч. 2»:
«Как следует из документов 4-й сад (4-я смешанная авиадивизия, куда входил 21-й иап), в этот день три «мессершмитта» штурмовали дорогу Старая Торопа – Ильино, а также аэродром Обруб, где находился 675-й авиаполк. Взлетавший на Р-5 мл. лейтенант Г. Г. Курганов был расстрелян и погиб в кабине, несколько самолётов получили повреждения. Дальнейшей работе «стодесятых» помешало появление одиночного советского истребителя. Патрулирующий неподалёку ст. лейтенант Н. Ф. Бочаров из 21-го иап на «ЛаГГ-3» смело ринулся навстречу противнику. Немецкие истребители первоначально решили выйти из боя, а затем круто развернулись и перешли в лобовую атаку… В ответ Бочаров открыл огонь из пушки, пулёметов и выпустил реактивные снаряды. Машину Кальдрака (пилот ведущего немецкого самолёта. Прим. Е. Коновальцева) поразило прямым попаданием РСов (весьма редкий случай!) – она взорвалась в воздухе. Осколки снарядов также попали в кабину и мотор ведомого «Ме-110»; немецкий самолёт загорелся и врезался в землю. Третий «мессер» немедленно вышел из боя. Во время атаки «ЛаГГ» получил многочисленные повреждения и Бочаров совершил вынужденную посадку неподалёку от места боя. Сам старший лейтенант остался невредим. Командование 4-й сад поначалу отнеслось с недоверием к докладу Бочарова, но вскоре у деревни Семёновское обнаружились обломки двух «мессеров» (№№ 4044 и 4057), и смелого лётчика наградили орденом Ленина (на самом деле Боевого Красного Знамени, Приказ командующего Калининским фронтом №0109/н от 30 марта 1942 г. Прим. Е. Коновальцева)».

Как известно, германское командование очень неохотно признавало победы советских пилотов над своими асами. Поэтому по немецкой версии всё происходило совсем не так:
«Во время боевого вылета на штурмовку аэродрома Базары, 25 км южнее г. Торопец, 3 февраля 1942 г. «Ме-110 Е-1» Кальдрака неожиданно столкнулся с «Ме-110 Е-2», пилотом которого был оберлейтенант Вольфган Ортман, и упал на землю».

Рапорт о боевом вылете фельдфебеля ТАММА
«Я летел третьим номером в звене гауптмана Кальдрака в налёте на аэродром Базары 3 февраля 1942 г. В это время на аэродроме совершал вынужденную посадку лёгкий разведчик (русских) Р-5, который был подожжён в ходе второй атаки гауптманом Кальдраком. Затем он взял курс домой, и оберлейтенант Ортман последовал за ним, держась немного позади ведущего. Неожиданно мой бортстрелок закричал: «Истребитель сзади!!!». Я осмотрелся и увидел МиГ-1 (фельдфебель Тамм ошибочно принял ЛаГГ-3 Бочарова за МиГ-1. Прим. Е. Коновальцева) в 100 метрах. Я немедленно заложил вираж. После трёх полных виражей МиГ-1 вышел вправо. Я закричал по радио: «Я атакован МиГ-1!!!». В результате ведущая пара развернулась и поспешила мне на помощь. Гауптман Кальдрак быстро зашёл в хвост русскому истребителю. Оберлейтенант Ортман следовал за ним на очень небольшом расстоянии. Увидев опасность, МиГ начал совершать серию очень крутых виражей. Наконец, когда гауптман Кальдрак вышел на позицию для стрельбы, я увидел, как самолет оберлейтенанта Ортмана протаранил самолёт своего ведущего в районе кабины бортстрелка. Вспыхнуло пламя и оба «мессершмитта» разлетелись на части. Я не заметил, чтобы кто-то воспользовался парашютом. После этого я ничего не видел кроме МиГ-1, который находился как раз у меня в прицеле. После того как я сбил его, меня атаковал еще один МиГ-1, и я вышел из боя и вернулся на свой аэродром».
Конечно, не столь важно, было ли прямое попадание РСов в немецкие самолёты или они погибли в результате столкновения. Ведь это всё равно произошло вследствие грамотной атаки Бочарова, и оба «Ме-110» по праву были записаны на его счёт.
Гауптман Рольф Кальдрак, кстати, самый результативный на то время лётчик на «стодесятых», тоже не остался без награды. 5 февраля 1942 г. он был награждён Дубовыми листьями к Рыцарскому Кресту посмертно.

Е. КОНОВАЛЬЦЕВ,
методист Западнодвинского
историко-краеведческого музея
Продолжение следует

Comments: