Это нашей истории строки...
- Подробности
- Категория: Это нашей истории строки...
Осенью 2023 года в администрацию Староторопского сельского поселения пришло письмо. Василий Григорьевич Пронин 1937 года рождения писал, что его папа – Григорий Иванович Пронин, 1909 г.р., ушёл на фронт в начале войны и не вернулся:
«Мама ещё во время войны подавала в розыск, но безуспешно. Отвечали, что пропал без вести. И вот наконец благодаря поисковикам из Татарии пришло известие: мой отец – Григорий Иванович Пронин – покоится у вас в братской могиле.
До войны мы жили в Мордовской АССР, но, по воле судьбы, в 40-м году переехали жить в Якутию, в Усть-Алданский район, село Борогонцы. Оттуда он и ушёл на войну…»
Письмо было передано староторопскому краеведу Алексею Гунькину, который, проведя небольшое расследование, установил следующее:
«Пронин Григорий Иванович 1909 года рождения. Колхозник села Борогонцы. Образование – 3 класса. До войны призывался на двухмесячные военные сборы. В колхозе работал трактористом и имел бронь, но не стал ею пользоваться.
Призывался вместе с Сивцовым Егором Васильевичем (1917 г.р.) и Павловым Николаем Марковичем (1911 г.р.). Из райвоенкомата был отправлен в Читу, далее в Иркутскую область на станцию Мальта, где с 8 сентября 1941 года проходил военную подготовку в полевых лагерях в/ч 582.
Входил в состав 32 ручных пулемётчиков 7 стрелковой роты 3 батальона (командир ст. л-т Кабардин)».
11 декабря 1941 года роту принял капитан (?) В. Дубров. В Акте передачи стрелковой маршевой роты отмечается: «Моральное состояние личного состава хорошее, дисциплина удовлетворительная. Пройдена двухмесячная программа для запасных стрелковых частей военного времени…
У пулемётчиков: упражнения начальных стрельб из винтовки и ручного пулемёта. Полтора часа занятия с противогазом. Строевая подготовка отработана недостаточно. Личный состав удовлетворён вещевым, продуктовым и денежным довольствием, средствами хим. защиты… На руки выданы красноармейские книжки…».
Все проходившие обучение в полевых лагерях станции Мальта (в/ч 582, 584, 586 и др.) были погружены в эшелоны и отправлены на Калининский фронт, куда прибыли в начале 1942 года. Как раз в это время началась Торопецко-Холмская наступательная операция.
По имеющимся данным, Григорий Иванович Пронин погиб 3 августа 1942 года. В это время развернулась грандиозная битва за Ржев. Раненых вывозили во всех направлениях, в т.ч. и по ж/д линии Нелидово – Старая Торопа. Вокруг посёлка в то время находилась целая сеть госпиталей…
6 мая мы вместе с руководителем Староторопского сельского сектора Мариной Шуньковой и библиотекарем Староторопской библиотеки Натальей Козловой встречали семью Прониных на староторопской земле. Василий Григорьевич приехал с двумя сыновьями – Евгением и Алексеем. На двух машинах мы все вместе отправились к обелиску в деревню Шетнево.
«Папа искал всю жизнь, – рассказал по дороге Алексей, – ему вот только исполнилось 87 лет. Он очень ждал этой поездки».
Василий Григорьевич всю дорогу сжимал в руке конверт с письмом от поисковиков и единственной фотографией отца. Несмотря на возраст и длительную дорогу, он бодро вышел из машины и, приняв от сыновей букет красных гвоздик, направился к монументу. Под статуей солдата, на чёрной гранитной плите, увидел слова: «Рядовой Пронин Г.И.» и воскликнул: «Вот я и нашёл тебя, папа!».
Вместе с сыновьями они посадили цветы у подножия монумента. Затем Василий Григорьевич ещё раз показал всем нам фотографию своего отца и добавил: «Хорошая здесь земля, красивая! Мой папа погиб, чтобы фашизма не было, чтобы эта земля была свободной. Спасибо вам всем за память!».
Евгений пообещал привезти сюда своих детей, сказав напоследок: «Спасибо, что ухаживаете! Спасибо, что помните!».
Алексей ГУНЬКИН, п. Старая Торопа
Фото предоставлены автором
Comments: