Юбилейные торжества в честь 950-летия Торопца открылись праздником преподобного Исаакия Торопецкого

исаакий

В этом году древний русский город Торопец официально отмечает своё 950-летие. Посвящённые этому юбилейные мероприятия будут проходить в течение всего 2024 года. И сегодня мы публикуем заметку о преподобном Исаакие Торопецком, из чьего жития стало известно, что Торопец существовал как минимум к 1074 г., а также заметку о том, как отметили День памяти преподобного Исаакия в Старой Торопе.

Первым письменным упоминанием нового топонима «торопчанин» мы обязаны самому известному летописцу древней Руси – преподобному Нестору. Именно ему принадлежат строки: «А был ещё и другой черноризец, именем Исакий; был он, когда ещё жил в миру, богат, ибо был купец, родом торопчанин… а было ему имя мирское Чернь».
Интересный факт: дата первого упоминания свидетельствует о том, что Торопец является самым древним городом всей Тверской области. Хотя дата этого упоминания (1074 год) и принята за «официальный год основания», понятно, что к этому времени Торопец уже был сложившимся средневековым городом.
Показателен и тот факт, что если при упоминании иных топонимов Нестор часто добавлял географические уточнения, то в данном случае он ограничился словом «торопчанин». Это может свидетельствовать о том, что при жизни Нестора в Киеве никому не нужно было объяснять, кто такой торопчанин – город на реке Торопе был достаточно известен на берегах Днепра.
Автор книги «Названия древнерусских городов» – доктор филологических наук Владимир Нерознак считает, что именно река Торопа дала название городу, а в основе гидронима «вероятно, лежит русск. тороп «поспешность», праслав. *torp «поворотливый, проворный», как характеристика реки».

В летописных строках можно отыскать интересные детали:
Так, мирское имя Чернь может свидетельствовать о том, что богатым купцом смог стать выходец из простонародья – «чёрных людей».
«Чернью» назывался и очень дорогой вид художественной гравировки металла. «Суздальские мастера в XII-XIII веках делали лёгкие стальные топорики с гравированным лезвием, отделанным золотом и чернью; их носили за поясом знатные воины».
Родители могли назвать так ребёнка и за особый оттенок волос. Эта версия наиболее вероятна. В летописях и берестяных грамотах часто попадаются личные имена, данные по цвету волос: Черныш, Черняй, Чернява, Бел, Беляй, Беляк, Белуха…
Исаакию Торопецкому в «Повести временных лет» отведено четыре (!) главы, в то время как многие, даже великие, князья удостоились лишь пары строчек!
Прибыв в Киев, купец-торопчанин посещает одного из первых русских монахов – старца Антония**. «…И задумал он стать монахом, и роздал имущество свое нуждающимся и монастырям, и пошел к великому Антонию в пещеру…».
Получив монашеское имя Исаакий, бывший купец проходит множество испытаний. На семь лет он затворяется «в малой кельице, в четыре локтя… не выходя на свет». За искреннюю молитву и подвиги Исаакий получает дар чудотворения. «…И стала братия почитать его. Он же, не желая славы человеческой, начал юродствовать…».
Юродство – особый вид святости, где духовные дары и добродетели сознательно скрываются за внешним безумием и глупостью. Юродивые или, как их ещё называли, блаженные Христа ради творили многие чудеса, в любое время года, как правило, ходили в лохмотьях и босиком.
Первые юродивые появились ещё в Византии, но по-настоящему раскрылся и расцвёл этот вид святости именно на Руси, где юродивых особенно любили. Такой человек мог говорить всё что угодно даже Царю.

храм ст торопа
Именно Исаакию Торопецкому выпало стать первым русским юродивым.
Описывая чудесные случаи, происходившие с Исаакием, Нестор Летописец свидетельствует: «Иному я сам был очевидцем».

Мощи святого Исаакия до сего дня пребывают в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры рядом с мощами описавшего его житие Нестора Летописца и былинного героя Илии Муромца***.
Преподобный, затворник, юродивый – столько видов святости смог понести Исаакий. За смирение и подвиги Господь наделил своего избранника особыми дарами: в акафисте святой Исаакий не просто так назван «скорым помощником и преславным чудотворцем». В 2015 году в посёлке Старая Торопа (близ древнего Торопца) был освящён храм в честь преподобного Исаакия затворника Печерского. Прихожане поведают немало случаев, когда по молитве к Исаакию Торопецкому разрешались сложные жизненные обстоятельства, подавалось просимое, приходила неожиданная помощь. По свидетельству человека, пережившего критическую ситуацию, когда была спасена человеческая жизнь: «помощь пришла совершенно неожиданным образом, сразу после горячей просьбы: Святой Исаакий, помоги!»
Святой Исаакий остаётся особым попечителем о своём родном крае – городе Торопце и древней торопецкой земле. Пребывая мощами в Киеве, он же с другими печерскими старцами остаётся и залогом воссоединения всех древних русских земель!

Примечания
* Акафист – особая хвалебная и благодарственная молитва.
** Антоний Печерский (ок. 983-1073) – святой Русской православной церкви, почитаемый как «начальник всех русских монахов», основатель Киево-Печерского монастыря.
*** Илья Муромец (1150/1165-1203) – персонаж древнерусского былинного эпоса, самый известный из русских богатырей. В конце жизни – инок Киево-Печерского монастыря Святой Русской православной церкви.

Алексей ГУНЬКИН,
помощник настоятеля храма преп. Исаакия Торопецкого
в Старой Торопе

Comments: