Фрагмент книги Алексея Гунькина «Старая Торопа. История родного края» (печатается в сокращении).

лыжбаты

«Наши ударили под утро где-то. Они из леса вышли – ночью на лыжах приехали. Когда стали немцев выбивать, было много стрельбы… Немцев застали спящими. Они прямо в окна выпрыгивали – убегали…» – так про это утро рассказывали скаговские старожилы.


Вот как описывал это событие в своей книге «В начале войны» маршал Советского Союза Андрей Иванович Ерёменко*:
«Имея задачу овладеть станцией Старая Торопа, командир 249-й стрелковой дивизии направил туда лыжный отряд, созданный из приданных дивизии 67-го и 68-го лыжных батальонов. В боевое охранение и разведку отряда были отобраны лучшие лыжники и наиболее храбрые воины, что сделало отряд особенно мобильным.
В ночь на 21 января, проделав 60-километровый марш, лыжный отряд окружил Старую Торопу. Оставив у шоссе южнее станции охранение, главные силы сосредоточились восточнее посёлка. После этого один взвод проник в посёлок с севера по торопецкой дороге.
Гитлеровцы приняли лыжников этого взвода за разведку и решили без долгих размышлений уничтожить её одним ударом, бросив все силы, за исключением охраны лагеря военнопленных. В это время наши главные силы, наблюдая за действиями противника, неожиданно ударили ему в тыл и разгромили гарнизон Старой Торопы.
К утру 21 января лыжники захватили станцию и посёлок Старая Торопа. Сопротивление оказала лишь группа эсэсовцев – охрана лагеря военнопленных, но и она к полудню была уничтожена. В итоге этого дерзкого и слаженного удара небольшой отряд лыжников выполнил свою задачу – перерезал путь отхода торопецкой группировке на юг…
Наши войска освободили 400 пленных советских воинов».
Откуда же появились освободители, кем они были и каков был их путь к Старой Торопе?
67-й отдельный лыжный батальон сформирован в г. Горький (Нижний Новгород) в октябре-ноябре 1941 года.** 68-й отдельный лыжный батальон сформирован в Горьковской области, предположительно, в г. Арзамас, из курсантов полковых школ.
Батальоны были усилены профессиональными спортсменами-лыжниками из г. Москвы. Видимо, под их руководством батальоны проходили месячную подготовку, делая учебные переходы длиной по 35-75 км.
По приказу Ставки от 19 декабря 1941 года батальоны отправлены на Северо-Западный Фронт, для чего 20 декабря погружены в эшелоны на ст. Горький. В Москве, в районе Красной Пресни, довооружены. Далее своим ходом, на лыжах, несколько дней идут по маршруту: Сходня – Солнечногорск – Клин – Калинин – Осташков.
Для понимания: многодневный марш-бросок в 350 (!) км совершался в условиях 30-градусных морозов при глубине снежного покрова от 70 см до 1,5 м, в полной боевой выкладке, включая стрелковое и тяжёлое вооружение…
2 января батальоны поступили в состав 4-й Ударной армии. К моменту начала боевых действий численность батальона составляла примерно 520 человек. На вооружении имелись ППШ, ручные пулемёты Дегтярёва и самозарядные винтовки Токарева, миномёты разных калибров. Каждый боец имел тёплую фуфайку, брюки, валенки и белый маскхалат.***
Во время наступления «лыжники использовались и как передовые отряды частей, и как разведчики… Широко используя свою маневренность, небольшие отряды лыжников входили по лесным массивам в тылы противника, захватывали пленных и документы, что давало командованию и штабу армии возможность своевременно разгадывать замыслы противника». Также лыжников использовали в качестве связных между штабами.
В Журнале боевых действий 4 УА за 21.01.1942 г. написано:
«67 и 68 ЛБ к 9.30 21.01.1942 г. овладели Стар. Торопа.
67 и 68 ЛБ после 70 км марша на лыжах стремительным ударом атаковали Стар. Торопа. Противник численностью до 400 чел. (подразделения «СС») был захвачен врасплох, и после некоторого беспорядочного сопротивления бежал в панике на Ильино, оставив до 100 чел. убитыми.
Вся операция по захвату Стар. Торопа была закончена к 12.00 (час.) 21.01.1942 г. Главным узлом сопротивления противника был лагерь военнопленных в районе Вокзала.
Потери ЛБ: убитыми 7 ч., ранено 19.
Трофеи в Стар. Торопа: вагонов с продовольствием – 3, вагонов с имуществом – 25, платформ – 47, автомашин – 90, лошадей – 400, орудий – 2, мотоциклов – 7, пулемётов – 3, винтовок – 90, автоматов – 5, велосипедов – 23 и другое имущество.
Освобождён лагерь военнопленных до 400 чел.».
Таким образом, бой за Старую Торопу длился 6 часов (с 3.30 до 9.30) и ещё 2,5 часа понадобилось на взятие лагеря военнопленных.
За освобождение Старой Торопы свои жизни отдали семь лыжников – бойцов 67-го и 68-го лыжных батальонов. 19 бойцов получили ранения.
«21 января наши войска полностью овладели г. Торопец. С захватом Торопца и выходом 4-й Ударной армии на рубеж «Старая Торопа – Западная Двина» Торопецкая операция, по сути дела, закончилась».
В дальнейшем лыжбаты участвовали в наступлении на Велиж и Сураж и в апреле-мае 1942 года были расформированы. Оставшиеся в живых бойцы поступили в различные стрелковые части.
Маршал Советского Союза Константин Константинович Рокоссовский:
«Лыжные батальоны Советской Армии сыграли заметную роль в разгроме врага, особенно на первом этапе войны. Действуя смело, решительно, умело, они совершали на полях сражений настоящие подвиги.
Мы с благодарностью будем всегда вспоминать лихую «снежную кавалерию» времён Великой Отечественной войны».
Примечания
*Во время описываемых событий – генерал-полковник, командующий 4-й Ударной армией.
**На момент формирования большинству призывников было 18-19 лет.
***За это немцы прозвали их «Белые призраки».

Comments: