три сестры

В «Авангарде» от 9 июня 2023 г. (№22) была помещена информация о том, что на Никопольском кладбище (Западнодвинский сектор) группой активистов нашей ветеранской организации установлена мемориальная плита на могиле захоронённых в ней трёх сестёр – учителей Никопольской школы: Зои Иосифовны Селезнёвой, Клавдии Иосифовны Михайловой, Евгении Иосифовны Михайловой. Это замечательные педагоги, воспитавшие не одно поколение сельских детей. Мы выяснили, что ранее, в 1965 г., на страницах «Авангарда» был опубликован очерк Л. Савельевой, рассказывающий о длинном и ярком жизненном пути трёх сестёр. Одна из них, Зоя Иосифовна Селезнёва, за многолетний и добросовестный труд на ниве просвещения была удостоена высоких государственных наград. Предлагаем нашим читателям познакомиться с содержанием этого очерка.

БОЛЬШАЯ ЖИЗНЬ

С благоговением берусь за перо. Но кажется, что не хватает слов, и это бывает от полноты чувств, от бесконечности впечатлений, когда случается соприкоснуться с необычно интересной человеческой судьбой, с людьми, которые после первой встречи становятся близкими и дорогими.
Эти имена мне знакомы с детства, имена трёх сестёр, трёх подруг – Зои Иосифовны, Клавдии Иосифовны и Евгении Иосифовны Михайловых. Потому что я часто слышала из уст матери и многих других знакомых и незнакомых людей, бывших их учеников.

ПОЕЗД уходил в ночь. В вагоне было душно и тесно, но пассажиры не замечали этого. Они были увлечены разговорами. Радостно взволнованные голоса переплетались со стуком колёс. А поезд всё набирал скорость и с каждым часом приближал долгожданную встречу с Москвой.
Группа учителей Калининской области ехала на приём в Кремль для получения правительственных наград. Была среди них и Зоя Иосифовна Селезнёва, заведующая Башковской начальной школой. Не спалось и ей в эти беспокойные часы ожидания большого события. Под стук колёс год за годом вспоминалась её жизнь. Кажется, ничего особенного она не сделала. Работала, как и все, работала самозабвенно. Школа, занятия по ликбезу, общественные лекции и спектакли – всё это отнимало уйму времени. Но всё это было и частицей её самой, без чего она не представляла жизнь.
Так уж повелось в их семье. Отец Иосиф Михайлович, благородной осанки, прогрессивно настроенный, смелый и принципиальный, с детства привил дочерям любовь к своей профессии учителя. И две сестры, по примеру старшей, Зои, также стали учителями. Правда, Клавдия, средняя, мечтала о медицине. Может, если бы было это при советской власти, она бы и стала врачом, но входили в жизнь сёстры Михайловы в дореволюционное время.
В уездном городке Белом одна за другой окончили гимназию (на снимке вверху справа). В 1914 году Зоя Иосифовна, окончив её с золотой медалью, переступила порог Мухинской начальной школы. Глянули на учительницу любопытные, не по-детски серьёзные ребячьи глаза. О, как знакомы были Зое Иосифовне их мысли, их лишённое радости детство! Всё это пришлось пережить самой. Ещё со второго класса, чтобы помочь семье, приходилось ей давать уроки барчукам. Как свысока смотрели они на беднячку, как бесцеремонно показывали своё превосходство. И в дом-то пускали «гувернантку» с чёрного хода.
А теперь ей хотелось внушить ученикам из бедняцких семей, что не в богатстве сила человеческая.
В поисках ключиков к детским сердцам, в упорном педагогическом труде прошёл год. Теперь, накопив немного средств, она могла попробовать осуществить свою давнишнюю мечту – получить высшее образование. И вот она – студентка Бестужевских высших женских курсов в Петрограде. Через год туда же поступает учиться и Клавдия Иосифовна. И снова учёба перемежается с работой. Во время каникул, а то и просто, запасшись лекциями на месяц вперёд, приезжали сёстры на родину в деревню Кучино, где преподавали в местной школе. А потом, когда старшие сёстры, так и не окончив курсы, вынуждены были начать настоящую преподавательскую деятельность, студенткой стала младшая – Евгения, которая, как и старшие сёстры, во время каникул тоже преподавала в школе.
…Воспоминания. Их так много, что, похоже, не хватит жизни, чтобы заново пережить их. Они обступают плотной стеной, в них столько судеб, связанных между собой, что по ним можно писать историю Бельского уезда, а затем Западнодвинского района. Уже скоро четверть века, как Зоя Иосифовна учительствует. Сколько на её счету учеников! Скольким людям открыла она светлый мир знаний! А её милый добрый отец? А её сёстры? И вот теперь муж. «Какой он у меня умный, так всё понимает, – думалось Зое Иосифовне. – Как хорошо, что всегда рядом его участие, его поддержка, его умный совет». Их видели всегда вместе. Хотя всегда – понятие растяжимое. У обоих личного времени почти не оставалось. Николай Дмитриевич был всё время в движении: что-то постоянно организовывал, пропадал на деревенских сходках, ходил по домам. Но вот выкраивали же они время, чтобы побыть вместе, по душам наговориться и серьёзно заниматься совершенствованием своих знаний. Сообща прошли «Краткий курс ВКП (б)», даже в областной газете напечатали снимок Зои Иосифовны и Николая Дмитриевича за изучением истории партии. И вот теперь она едет в Москву, и сколько добрых напутствий везёт в душе своей!

гимназия

МОСКВА встретила пасмурным утром. Но было не до погоды, не до сантиментов. Путь их лежал в Кремлёвский дворец. Рассаживались, ещё оживлённо жестикулируя и обмениваясь приветствиями; но всё внимание уже было поглощено ожиданием. Вот сейчас они увидят Михаила Ивановича Калинина, Всесоюзного старосту. Слышали, что простой он, очень душевный. Но личные воспоминания всё равно самые сильные. И вот началось совещание. А потом вышел невысокого роста, щупленький с бородой клинышком человек. И зал вздрогнул от аплодисментов. Михаил Иванович вручал ордена. С особым каким-то удовлетворением делал он это – сразу видно, большое почтение питал к педагогам, к своим землякам. Может быть, вручая орден Ленина Зое Иосифовне и задержав её ладонь в своей руке, он вспомнил свою первую учительницу из деревни Яковлевское и поэтому как-то по-отечески улыбнулся и сказал тёплые слова поздравления: «Спасибо за отличную работу. Больших успехов Вам, большого личного счастья».
СКОЛЬКО лет минуло с той поры, сколько воды утекло. В деревне Никополь, что в колхозе «Восход», метрах в двухстах от живописного озера – бревенчатый дом. Живут в нём три сестры, три бывших учительницы: Зоя Иосифовна, Клавдия Иосифовна и Евгения Иосифовна. Судьба сложилась так, что остались они одни, без близких родственников. Вскоре после войны умер муж Зои Иосифовны, а сын Сергей, студент, погиб на подводной лодке в 1941 году. Не сложилась личная жизнь и у сестёр. Да как-то не было времени у них задумываться об этом. Все долгие годы – напряжённая работа. Все силы и знания – делу просвещения и образования. Брали сёстры пример с Зои Иосифовны – уж сколько у неё было энергии! Такая неистощимая жажда деятельности.
– Расскажи, – просят её сёстры частенько, – как ты первый раз выступала с докладом.
– Да уже давно это было, в первую годовщину Советской власти. Волновалась очень. Вышла на трибуну. Разложила исписанные листки. Но когда начала говорить, они не понадобились. Своими словами всё высказала, всё, что дала Советская власть обездоленным, обрисовала. Понятно это было каждому. Зато хлопали от души.
С тех пор в общественную работу с головой окунулась. В 1924 году избрали депутатом Никопольского сельского совета, потом – председателем рабоче-крестьянской инспекции, народным заседателем в суде. За успехи в ликвидации неграмотности в 1925 году премировали. А когда организовали первый колхоз «Перелом», избрали в правление.

кремлевский дворец

ГОДЫ шли и мужала воля. В 1943-м Зоя Иосифовна вступает в члены КПСС. С тех пор она пропагандист, а потом и секретарь территориальной партийной организации. В 1949 году, через десять лет после первого, Зою Иосифовну Селезнёву наградили вторым орденом Ленина, а ещё через год ей присвоили звание «Заслуженный учитель РСФСР». Её рабочий стаж в это время доходил до сорока лет. Уже бы пора и на заслуженный отдых, но Зоя Иосифовна не прекращает работать, учить детей и передаёт молодым учителям свой богатейший опыт. Только в 1959 году, когда ей было уже за шестьдесят, она ушла на пенсию. Одновременно с ней окончили педагогическую деятельность и её сёстры.
Но и сейчас они в курсе всех событий, и до сих пор их сердца открыты для окружающих людей. И тянутся тропинки к их дому, сплетаясь в проторенную дорогу. Не ушли на покой сёстры Михайловы.
Красивая, большая жизнь за плечами каждой из них. С их судьбой связано столько судеб, что, пожалуй, почти в любой семье старожилов района знают и чтут их имена.
Л. САВЕЛЬЕВА, «Авангард», 7 ноября 1965 г. (№133)
Подготовил Сергей ДЕНИСОВ
Фото из открытых источников

Comments: