невский

В наш технологический век я, к сожалению, не владею компьютером и не могу вступить в полемику с уважаемым оппонентом по интернету. Поэтому я благодарна мэтру западнодвинской журналистики Сергею Михайловичу Денисову за предоставленную информацию из интернета на тему: как же звали супругу Александра Невского. Скажу сразу: я не доверяю интернету, где люди живут виртуальной жизнью и создают различные имиджи, в том числе и имиджи историков.


«Откуда же возникла таинственная Параскева?» – пишет анонимный пользователь интернета. Перелистываю книги, данные мне Елизаветой Михайловной. Они написаны людьми высокого авторитета и безусловной честности.
Книга 1-я. Владимир Щукин, «Корсунско-Богородицкий собор в городе Торопце Псковской епархии». Издание 2-е, Тверь, 2006 г.; к 150-летию со дня рождения историка торопецких храмов, благочинного отца Владимира Щукина.
Первое издание этой книги вышло в Санкт-Петербурге в 1894 году. Автор собрал в своём труде уникальные сведения не только о самом соборе и его святынях, но и об истории Торопца. Вот что автор пишет: «О браке Александра Невского в Торопце говорится в Воскресенской и Новгородской летописях. Ещё в XIII столетии в Торопце упоминается собор «из дуба», в котором венчался святой князь Александр Невский, и который находится по другую сторону реки Торопа, на «Старом Посаде»…
1 июня 1788 года случился роковой пожар, причинивший столь сильные повреждения собору, что даже богослужение невозможно было совершить… В 1795 году было приступлено к постройке настоящего собора «при помощи доброхотных пожертвований», и церковный причт обратился к императору Павлу Петровичу с следующим прошением: «Всемилостивейший Государь!.. Соборная церковь, издревле в г. Торопце состоявшая и ныне в духовном штате числящаяся, ознаменована и почтена бывшим в ней бракосочетанием великого прародителя Вашего, св. благоверного князя Александра Невского с княжною Полоцкою Параскевою Брячиславною…» и т.д.
Книга 2-я. «Исторический, географические и политические известия, до города Торопца и его округу касающиеся: собраны из российских летописей и достоверных свидетельств того же города Покровской церкви священником Петром Иродионовым». Издана книга в Санкт-Петербурге 1778 года.
У меня есть современное издание этого очерка, 2010 года, который выпущен к VII Торопецкой Свято-Тихоновской конференции «Пластырь Добрый». Текст подготовлен доктором культурологии, профессором В. М. Воробьёвым. В этом издании не называется имя жены (княжны) Александра Невского, но у меня есть книга историка-исследователя Ю.Г. Попова «Торопец Патриарха Тихона», где автор пишет, что он читал очерк Петра Иродионова в подлиннике первого издания. Так повествует о важном историческом событии первый летописец г. Торопца Пётр Иродионов: «Дочь полоцкого князя звали Параскевой. Она привезла икону Божией Матери из Полоцка, куда её занесли христианские миссионеры. Княжна Прасковья, супруга Александра Невского, была внучкой Ефросиньи Полоцкой».
Ёще один «архивариус русской истории» М. И. Семевский в своей книге «Торопец. Уездный город Псковской губернии», 1864 г., пишет: «В Степенной книге любопытные могут найти историю этой иконы (т.е. иконы Корсунской Божией Матери)… Княжья Прасковья, жена Александра Невского, была внучкою Ефросиньи Полоцкой».
Созвучное мнение этих учёных-родиноведов – это первый аргумент в пользу имени Параскева. Они предпочитали изучать историю через подлинные архивные источники. Все эти исследователи крепко связаны своей жизнью с торопецким краем, их отличает уважение к исторической правде. Отечественные учёные давно оценили подлинную значимость их трудов.

Второй аргумент в пользу имени Параскева: это крещальное имя княжны Полоцкой.
Слава Богу, Православная Церковь консервативна и не подвержена «ветру перемен». Её служение зиждется на догматах, неизменных истинах, которые помогают людям подготовиться к вечности. Один из таких догматов – Святое Крещение. Оно осуществляется над человеком единожды в жизни. И если человек из католичества или протестантизма переходит в Православие, а он уже крещён во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа, то его не перекрещивают. И имя человека, данное при Крещении, сопутствует ему всю земную жизнь и при отпевании сопровождает его в вечность. При желании можно поменять любое имя в течение жизни, но крещальное имя не меняется.
Не мог князь полоцкий Брячислав оставить некрещёной свою дочь до замужества. Конечно же, княжна была крещена вскоре после рождения с именем Параскева, и под венец она шла с этим именем. Ни о каком монашестве не может быть и речи, так как в супружестве у них с Александром Невским были рождены четверо сыновей.
Один из них – Даниил, впоследствии названный Московским. Маленькая деревня тогда была на месте теперешней Москвы, когда начинал княжить сын Александра Невского Даниил. Но он так развернул своё княжение, что на месте деревеньки вырос огромный город: златоглавая наша Москва, одна из красивейших и величайших столиц мира. Церковь канонизировала благоверного князя Даниила Московского, отмечая его заслуги перед Отечеством.
Я допускаю, что в угоду каким-то политическим амбициям в документах жену Невского именуют Александрой Брячиславовной. Житие жены-княгини Александра Невского – это свободная брешь в истории, которую могут восполнить истинные почитатели истории.
«Девушке было 16 лет, для замужества на Руси того времени она года три-четыре уже «пересидела», – пишет анонимный пользователь интернета. Это что-то из области развращённости. Высшей добродетелью считалось девство на Руси того времени.

Дальше я решила поискать ответ на вопрос: «Как звали жену Александра Невского в Церкви, которая является хранительницей духовной и исторической культуры?». Благодаря трудам отца Тарасия (Гаврышкива) в нашем храме собран значительный арсенал служебно-духовной и художественно-нравственной литературы.
В «Православной энциклопедии», напечатанной по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексея II, и в книге «Жития всех святых» авторства Иоанна Бухарева, имя не названо. В других двух книгах – имя Александра.
Я оставляю это на суд времени и промысел Божий. А своё повествование хочу завершить стихотворением тверской
поэтессы Марины Знамеровской:
Природа! Твоего венца
Зачем единая основа?
Зачем один черты лица
у подлеца и у святого?
И если губы в темноте
порой любовь и случай сводят,
И те же буквы на листе
поэт и графоман выводит?
Возможно ль жить: зачем и как?
Вопрос во мне болел и плакал.
И всё же поднялась рука
И отделила сор от злака.
Г. ЕФИМОВА,
п. Старая Торопа

Comments: