Это нашей истории строки...
- Подробности
- Категория: Это нашей истории строки...
В «Авангарде» от 3 августа 2023 г. (№30) была опубликована статья-исследование «Жену Александра Невского звали Параскева…». Её автор Г. Ефимова на основе анализа обширного исторического материала пытается дать ответ на особо заинтересовавший её вопрос: как в действительности звали супругу Александра – дочь Полоцкого князя Брячислава, с которой он обвенчался в Торопце? Ведь в одних источниках и книгах её зовут Александрой, а в других Параскевой (Прасковьей). Сама же Г. Ефимова убеждена в правильности последнего имени – Параскева – и просит читателей нашей газеты помочь ей внести окончательную ясность в этот непростой вопрос, чтобы исключить ошибку.
Вот какая «информация для размышления» на этот счёт, которую мы сегодня публикуем, оставляя текст без каких-либо собственных комментариев, размещена в сети Интернет.
«Как именно звали супругу Александра Невского, на которой он женился в 1239 г.? Называют два имени: Параскева и Александра. Но в Житии святого князя сказано, что супруга его носила одно с ним имя. Откуда же возникла таинственная Параскева?
Возможно, путаница возникла из-за того, что супруга Невского в годы позднего девичества отказалась идти под венец и даже постриглась в монахини. Девушке было 16 лет, для замужества на Руси того времени она года три-четыре уже «пересидела». Но политика была сильнее девичьих желаний. Ради пользы княжества Параскеву-Александру из монастыря отправляют прямёхонько под венец с Новгородским князем Александром. Какое из имён было её природным, сменили ли его после венчания – остаётся неизвестным. Чаще в документах жену Невского именуют Александрой Брячиславовной».
Также в продолжение данной темы мы приводим сокращённый вариант интересного печатного доклада «Венчание в Торопце Александра Невского» (автор М. А. Зуева, г. Тверь), в котором, в частности, отмечаются важные политические и стратегические аспекты этого события в истории всей Древней Руси. Доклад опубликован в книге-сборнике «Земля Торопецкая: древняя и современная. Материалы краеведческих чтений. 2003 – 2010». Тверь: Седьмая буква, 2011.
«Как раз в это время обстановка на северо-западных рубежах Руси всё больше осложнялась. В начале 13 в. непростые отношения с литовцами обострились. Пока Литва была раздробленной и слабой, она искала помощи у западнорусских князей. Став относительно единым и безусловно сильным при Миндовге (имя князя, прим. С. Д.), литовское государство стало угрожать землям Западной Руси.
Всё более опасным с годами становился и Ливонский орден, который в 1237 г. стал частью Тевтонского ордена. Вскоре немецкие феодалы подчинили себе несколько волостей, прежде относившихся к Полоцку. В одиночку русские князья уже не могли противостоять Ордену. Необходим был союз. Союзником Полоцка выступил Смоленск. Он заметно усилился к этому времени, подчинил себе Друцк и Витебск и проявлял открытую заинтересованность в полоцких делах. Но Смоленское княжество вскоре само потребовало защиты: став к тому времени великим князем Владимирским Ярослав Всеволодович (отец Александра, прим. С. Д.) был вынужден отвоевать Смоленск у занявших его литовцев. Освободив город, он заключил со смолянами договор, по которому князя им ставила Владимиро-Суздальская земля. Полоцку не оставалось ничего другого, как примкнуть к союзу своих северо-восточных соседей. Сближение с автономным, хотя и зависимым от великого князя Владимирского, Новгородом (с 1236 г. Александр Ярославич стал правящим князем-наместником в Новгороде, прим. С. Д.) открывало достойный путь в это содружество. Наверняка договор Ярослава со смолянами и соглашение Александра с Брячиславом (полоцким князем, прим. С. Д.) были взаимосвязаны.
Для Брячислава договор с Александром представлял особую ценность. Прочный союз помогал им решать не только общие военно-политические аспекты, но и некоторые схожие внутренние. Девятнадцатилетний Александр Ярославич успешно провёл в отсутствие занятого великокняжескими заботами отца переговоры с опытным в государственных делах Брячиславом и заключил союз двух исконно русских земель, закрепив его, по обыкновению тех лет, брачными узами.
В 1239 г. Александр Ярославич женился на дочери полоцкого князя Брячислава. Венчание происходило в Торопце. Сама церковь, где происходил обряд венчания, не сохранилась.
Возникает вопрос: почему же Александр Ярославич венчался именно в Торопце? Возможно, будущие тесть и зять хотели подчеркнуть, что признают друг друга одинаково именитыми и влиятельными, а поэтому бракосочетание совершалось в городе, расположенном на полпути между их столицами. Если же взглянуть на карту, то пограничный Торопец, где сыграли свадьбу, стоит в точности на полдороге между Новгородом и Полоцком.».
Материалы полосы подготовил
Сергей ДЕНИСОВ
Comments: