саперы

В номерах газеты «Авангард» от 21 и 28 апреля этого года мы публиковали материалы, присланные жительницей Рамешковского района Гинарой ВОЛКОВОЙ, о её родственниках, участниках Великой Отечественной войны, наших земляках, – Матвее Андреевиче и Василии Тимофеевиче Щемелевых. Недавно Г. Волкова снова вышла с нами на связь, прислав новую интересную информацию о ещё одном нашем земляке – родном брате М. А. Щемелева Фёдоре Андреевиче Щемелеве, которой поделилась с нами. Как оказалось, оба родных брата на той войне были сапёрами, только в разных войсках.

Фёдор Андреевич ЩЕМЕЛЕВ родился в 1917 году в деревне Жилино Октябрьского (ныне Западнодвинского) района Великолукской (ныне Тверской) области в крестьянской семье. До войны работал в колхозе.
На военную службу был призван рядовым красноармейцем в мае 1941 года Октябрьским райвоенкоматом.
Был определён в инженерно- аэродромные войска в звании рядового. Пройдя курс подготовки, получил специальности шофёра и сапёра.
В первые месяцы войны организация инженерно-аэродромного обеспечения была слабой, а взаимодействие тыла ВВС фронтов со штабами находилось на зачаточном уровне. В период подготовки к боевым действиям сапёры подразделений и частей инженерно-аэродромного обеспечения решали главные задачи: подготовка в минимально возможные сроки оперативных аэродромов; содержание их в постоянной эксплуатационной готовности в течение всей операции и боевых действий; выполнение мероприятий по маскировке аэродромов, минирование и разминирование аэродромов.
Вяземская линия обороны Москвы, где красноармеец Ф. А. Щемелев и начал свою службу, проходила по рубежу: Осташков, Селижарово, Оленино, Дорогобуж, Ельня, Жуковка, Брянск.
Важной задачей инженерных войск, как в период подготовки обороны, так и в ходе её, было создание заграждений всех видов, особенно минновзрывных и, прежде всего, противотанковых.
Только на Вяземской линии обороны инженерные части Резервного фронта установили 81 169 противотанковых и противопехотных мин. Вместе с тем следует отметить, что плотность противотанкового минирования к началу битвы под Москвой, да и в ходе её, была невелика (150-200 мин на 1 км фронта).
В целом, возведённые укрепления оказали существенную помощь советским войскам, когда в октябре-ноябре 1941 г. развернулись ожесточённые бои с немецко-фашистскими войсками на подступах к столице нашей Родины.
Вражеская авиация систематическими налётами одиночных самолётов и групп разрушала железнодорожные коммуникации на железнодорожных станциях, подходившие резервы, транспорт, санитарные поезда. Продолжались налёты и на Москву. Защитники Москвы сделали главное – остановили врага, истощили его силы, заставили полностью израсходовать резервы. Большую роль в защите Москвы сыграла и авиация, в том числе ВВС Калининского фронта. Не меньшая роль в защите столицы нашей Родины отводилась и сапёрам инженерно-аэродромных батальонов, где служил Фёдор Щемелев.
В срыве первого наступления фашистских войск на Москву большая заслуга принадлежит и воинам инженерных войск.
К началу контрнаступления Красной Армии в декабре 1941 года было хорошо подготовлено тыловое обеспечение нашей авиации: на удалении 25-30 км от линии фронта строились аэродромы засад для истребителей и подскока для штурмовиков. Всем необходимым их обеспечивали бойцы батальонов аэродромного обслуживания.
В январе 1942 года Фёдор Андреевич участвовал в оборонительных действиях на Ржевском направлении.
Впоследствии инженерно-аэродромный батальон, в составе которого был рядовой Щемелев, продвигался по фронтовым дорогам вместе со своей авиационной частью.
После перегруппировки войск с 18 мая 1943 г. рядовой боец Ф. Щемелев был зачислен в 115-й отдельный инженерно-аэродромный батальон, в составе которого был вплоть до окончания войны.
При отступлении гитлеровцы выводили из строя оставленные ими аэродромы двумя способами: разрушением или минированием. Иногда эти способы совмещались: лётные поля и взлётно-посадочные полосы перепахивались плугами, канавокопателями, а в отвалы грунта закладывались мины и фугасы. Также осуществлялся подрыв мин и фугасов на искусственных взлётно-посадочных полосах, на рулёжных дорожках и местах стоянок самолётов.
Это приводило к тому, что сроки восстановления аэродрома увеличивались на время, необходимое для минной разведки и разминирования аэродрома и подъездных путей. Так, в период зимних наступательных операций на подготовку оперативного аэродрома затрачивалось от трёх до 5-6 дней, а в случае подготовки аэродрома, ранее занятого противником, в первую очередь выполнялись работы по минной разведке и разминированию, что приводило к увеличению сроков подготовки аэродрома на 2-3 дня.
Кроме минновзрывных, проволочных и других противопехотных заграждений были применены и электризуемые заграждения.
В ходе оборонительных операций инженерные части принимали активное участие в боевых действиях по срыву танковых атак противника. В этом важную роль сыграли огонь противотанковой артиллерии и минновзрывные заграждения, устанавливаемые сапёрами на направлениях движения танков противника.
По мере продвижения вперёд наши войска, в том числе и инженерные части, укрепляли занятые рубежи, проводя оборонительные работы и устраивая заграждения.
Таким образом, советские инженерные войска внесли большой вклад в дело разгрома фашистских армий, как в битве под Москвой, так и в общем наступлении наших войск на Западном направлении.
За отличное несение службы боец Ф. А. Щемелев был награждён медалью «За оборону Москвы».
09.05.1945 г. – награждён медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», награждён Орденом Отечественной войны II степени и другими медалями, включая юбилейные.
Фёдор Андреевич после победы над врагом вернулся домой – в родную деревню Жилино. Женился на девушке Евгении. Позже супруги переехали на постоянное место жительства в деревню Бенцы Западнодвинского района.
Они вырастили троих детей: двух сыновей и дочь. Фёдор Андреевич продолжал работать вместе с женой в колхозе «Строитель» вплоть до выхода на пенсию.
К сожалению, детей Ф. А. Щемелева уже нет в живых. Но память о нём хранят внуки и правнуки.

Comments: