Мы продолжаем публиковать фрагменты книги «Старая Торопа. История родного края», автором которой является Алексей ГУНЬКИН. На этот раз они посвящены периоду Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Безымянный

«Пусть земля в сплошном пожаре,
Пусть кружит, метёт пурга,
Бронепоезд «Пролетарий»
Грозно мчится на врага!»
Михаил Матусовский,
«Бронепоезд «Пролетарий»

С самого начала войны противником широко применялась тактика захвата или уничтожения коммуникаций важнейших узлов обороны Красной Армии. Без надёжной связи с основными силами отрезанная группировка была обречена. Взятие любого, даже самого сильного, узла обороны становилось лишь вопросом времени.
Железные дороги были важнейшими линиями коммуникации, не зависящими от сезонных условий (весенняя и осенняя распутица, проливные дожди, снежные заносы).
Наша линия и в её составе станция Старая Торопа приобрели особое стратегическое значение. На Великие Луки и назад постоянно шли воинские эшелоны «…для Западного и Северо-Западного фронтов с людским пополнением и боевой техникой. Навстречу шли поезда с ранеными, эвакуированным населением, оборудованием предприятий…». От железнодорожников Старой Торопы требовалось обеспечить беспрепятственное прохождение эшелонов. Разумеется, немцы старались этому помешать.
«В период с июня по декабрь 1941 года совершили 6939 налётов на железнодорожные объекты, сбросили 46 000 авиабомб». Целью немецкой авиации стала и станция Старая Торопа. Война пришла в пристанционный посёлок в июле 1941 года, в виде авианалёта. С этого момента станцию постоянно бомбили.
Особенно усилились немецкие налёты на Старую Торопу «во второй половине августа 1941 года». Об этом пишет в своей книге Герой Советского Союза, маршал авиации Сергей Игнатьевич Руденко.
Вот что вспоминал коренной житель Старой Торопы Николай Петрович Михайлов: «Две бомбы упали на нашем огороде. Это улица Вокзальная, дома 16, 17. Воронки до сих пор остались. А самая большая воронка была дальше, в переулке… Потом, примерно в 67-68 году, прямо на месте той воронки построили дом».
Целью бомбардировок были вокзал и стоящие на путях эшелоны. На аэрофотосъёмке 1943 года видно большое количество воронок от авиабомб в районе станции, между улицами Кирова и Вокзальной. «Часто гитлеровцы разрушали бомбами железнодорожный путь, но железнодорожники каждый раз устраняли повреждения, обеспечивая быстрое отправление эшелонов».
Железнодорожный мост через реку Торопа не бомбили потому, что немцы в 1941 году, ещё уверенные в своей победе, берегли его для себя.
Помимо армейских средств ПВО и истребительной авиации железную дорогу прикрывали особые подвижные составы – бронепоезда. « К началу войны на вооружении СССР находилось 78 бронепоездов. Кроме них, были изготовлены артиллерийские площадки, бронеплощадки для ПВО, моторные броневагоны».
Обычно бронепоезд имел четыре артиллерийские бронеплощадки с пушками 76 мм в башнях от танков Т-34 и две бронеплощадки с зенитными установками либо сдвоенными или счетверёнными пулемётами «Максим».

2
Мини-вариантом бронепоезда был мотоброневагон (МБВ). Это были хоть и более слабо вооружённые (по сути – один вагон бронепоезда), но более манёвренные и незаметные для противника боевые машины.
За время войны советские бронепоезда сбили не менее 115 самолётов Люфтваффе, уничтожили 370 танков и 344 орудия противника!
За нашу линию «отвечал» 53-й полк войск НКВД по охране железнодорожных сооружений. Штаб полка, первая* и резервная роты находились в Великих Луках, вторая – во Ржеве, третья – в Старой Руссе. Также в Великих Луках базировалась рота МБВ полка.
Сохранилась командирская карта 1941 года, на которой на линии Земцы-Жарковский отмечен БП-53 (Бронепоезд №53). Скорее всего, это один из мотоброневагонов, переброшенный через Старую Торопу из Великих Лук. В этот момент вблизи Жарковского шли активные боевые действия, и МБВ могли отправить на поддержку нашей пехоты и кавалерии.
Автору встречалось мнение, что войска НКВД были чуть ли не исключительно тыловыми и лишь «охраняли всякие объекты и заключённых». Это не так! Как воины НКВД сражались с врагом, видно на примере 53-го полка, охранявшего нашу линию. До нас дошли сведения об одном из таких эпизодов.
Когда немцы ворвались в Полоцк, для прикрытия отходящих частей Красной Армии использовался мотоброневагон Д-2**. Он относился к 53-му полку войск НКВД, который отвечал за линии Великие Луки – Ржев, Великие Луки – Старая Русса и Великие Луки – Невель.
Выполняя задачу прикрытия отхода наших войск на Невель, МБВ под командованием старшего лейтенанта Василия Николаевича Ляпина отходил последним. Сапёры Вермахта десантировались вблизи станции Дретунь и, взорвав железнодорожное полотно, отрезали путь отхода.
«Ну, всё, Иваны отвоевались!», – подумали немцы…***
«Ну, тем хуже для вас!», – подумали русские.
Вместо сдачи мотоброневагон поехал «гулять» по отрезанному участку, где немцы, раньше времени, уже чувствовали себя хозяевами. Так, обнаружив вблизи железнодорожного полотна аэродром, на котором расположились танковая часть**** и приземлявшиеся самолёты Люфтваффе, МБВ сходу вступил в бой. «По танкам и самолётам противника был открыт артиллерийский и пулемётный огонь. В результате было уничтожено 7 танков и 4 самолёта». Расстреляв противника, МБВ поехал дальше.
Не имея возможности «догнать» дерзкую боевую машину, немцы вызвали воздушную поддержку. «Мотоброневагон подвергся бомбардировке противника с воздуха. В результате ответного огня мотоброневагона с зенитных установок было сбито ещё 2 самолёта». Лишь израсходовав весь боекомплект, бойцы взорвали свой МБВ. Личный состав, штыковой атакой прорвав окружение противника, соединился с частями Красной Армии.
Командир мотоброневагона старший лейтенант Ляпин на шоссе Невель – Великие Луки организовал службу заграждения, собрав из отходящего состава частей Красной Армии группу бойцов до батальона, которую неоднократно водил в атаку, и нанёс большие потери противнику.
За мужество, отвагу и геройство ст. лейтенант Ляпин награждён орденом Ленина, а красноармеец Касаткин – орденом «Красное Знамя»».
Также воины НКВД помогали железнодорожникам ликвидировать последствия бомбардировок, тушили пожары, успешно уничтожали вражеские десанты, ловили немецких шпионов и диверсантов. Таких случаев было немало.

1
Через месяц после начала войны станция Старая Торопа была фактически прифронтовая – немцы находились всего в 35 км на юг, в селе Ильино.
Когда немцы всё же захватили линию Ржев – Великие Луки, в битву за железную дорогу вступили партизаны.
В Российском государственном военном архиве хранится документ, бывший ранее под грифом «Совершенно секретно»: «Дислокация частей и соединений войск НКВД, переданных в оперативное подчинение Красной Армии (начальника войск по охране войскового тыла) на 10.12.1941 года». В графе сведений о 53-м полке написано: «данных нет». Два слова «данных нет», в декабре 41 года, говорят о том, что бойцы 53-го полка войск НКВД до конца выполнили свой долг*****.

Примечания
* На 1 января 1941 года части 1 роты находились в Торопце. На 1 июля 1941 года (полк увеличился по штату военного времени) в городе будет находиться 3 рота 1-го батальона.
** МБВ Д-2 – мотоброневагон войск НКВД. Разработан инженером Н.И. Дыренковым, модель №2. Имел на вооружении две башни с трёхдюймовыми морскими орудиями Путиловского завода и пулемётами Дегтярёва, а также шесть пулемётов «Максим»: четыре бортовых и два в спаренной зенитной установке на одной из башен. Экипаж – 24 человека.
*** По воспоминаниям немецких солдат, во всех подобных ситуациях польские, французские, все западные военные, видя бессмысленность дальнейшего сопротивления, сдавались.
**** Автору удалось установить, что это были танки 19 танковой дивизии Вермахта. Танковую колонну этой дивизии на подступах к Москве остановят Подольские курсанты.
***** Те части полка, которые смогли отойти к своим, участвовали в обороне Москвы и позже стали основой для «доукомплектования» полка. Так, уже к 25 января 1942 года были восстановлены 1 и 2 батальоны полка.
Продолжение следует...

Comments: