качалов наверх

В советский период для деятелей театрального искусства была характерна тесная связь с народом – рабочими, колхозниками, интеллигенцией. Вот и артисты прославленного Московского художественного театра (впоследствии Московский художественный академический театр им. М. Горького) с первых лет революции стали выезжать на фабрики, заводы, в города, другие отдалённые населённые пункты. Ярким примером такого творческого контакта является поездка осенью 1935 г. «гения сцены» В. И. КАЧАЛОВА в Западную Двину, которая в то время была административным центром одного из лучших льноводческих районов Калининской области. Немаловажен был и тот факт, что в нашем районе, тогда называвшемся Октябрьским, была развита художественная самодеятельность, имелись свои яркие народные таланты. Так что московского гостя было чем удивить.

23 ноября 1935 г. в Московском художественном театре шла пьеса М. Горького «Враги», в которой был задействован и Василий Качалов. Сняв грим после окончания спектакля, Василий Иванович ночным поездом отправился в Западную Двину. Утром 24 ноября поезд прибыл на станцию. Встречать артиста пришло много народу. Вот как это важное событие описывалось в репортаже «Знаменательная дата», опубликованном в районной газете «Красная Двина» от 28 ноября 1935 г. (№168):
«… Ещё задолго до прихода поезда на железнодорожную станцию Западная Двина стали группами стекаться колхозники – ударники Октябрьского района – для встречи с Василием Качаловым. В течение нескольких минут небольшой перрон был переполнен, а участники всё прибывали. Далеко за пределами перрона, около железнодорожной линии, сплошной стеной стояли люди.
Вдруг где-то вдали раздался паровозный свисток. Взоры всех присутствующих были обращены в сторону прибывающего поезда. На лицах этих людей была видна безграничная радость и гордость, высказывающая желание видеть, слышать, воспринимать всё, что передаст великий мастер слова. Гордость этих передовых людей – стахановцев сельского хозяйства Октябрьского района была вполне заслуженной. Это они за свой ударный труд, за досрочное выполнение обязательств перед пролетарским государством получили право на встречу с дорогим гостем.
Поезд медленно подошёл к перрону и остановился. В вагон, в котором прибыли Василий Иванович Качалов, представители областных, центральных газет и профессор музыки Браудэ, вошли секретарь РК ВКП (б) Носовский, председатель райисполкома тов. Трусов и группа колхозников-стахановцев. Через несколько минут под звуки духового оркестра, под долго не смолкающие аплодисменты из вагона вышел В. И. Качалов.
В ответ на тёплую встречу Василий Иванович сказал: «Растите, цветите, внедряйте социалистическую культуру в колхозы!». Затем Василий Иванович с руководителями районных организаций в кабинете секретаря РК ВКП (б) дружески беседовал с лучшими колхозниками района. Он живо интересовался колхозной самодеятельностью и жизнью колхозников. С большим удовольствием тов. Качалов выслушал радостные, незабываемые слова колхозников о том, что с каждым днём жить становится всё лучше и лучше, жить становится веселей; о том, что колхозники становятся зажиточными и культурными. По окончанию беседы по просьбе Василия Ивановича Качалова в парткабинете был устроен общественный просмотр колхозной художественной самодеятельности и выступление кукольного театра.
Неоднократными одобрительными аплодисментами отзывался Василий Иванович на жизнерадостные, полные сил выступления кружков самодеятельности, состоящих из колхозников и кукольного театра, неоднократно бросал реплики: «Хорошо», «Очень хорошо», «Прекрасно»! Выступавшие колхозники были очень довольны. Эта оценка великого мастера слова ещё больше воодушевит сотни людей, включившихся в небывалую до сих пор в районе самодеятельность. И колхозники ещё больше будут овладевать драматическим искусством».

Вечером этого насыщенного дня в клубе лесокомбината (теперь здесь располагается культурно-досуговый центр) собралось 400 человек, заслуживших своим ударным трудом право на встречу с В. И. Качаловым. Во время торжественной части колхозники преподнесли артисту почётный значок льновода-ударника. В ответ Василий Иванович сказал: « Вы понимаете, как мне это дорого! Я очень рад, что являюсь вашим гостем. Многие деятели искусства завидовали моей поездке к вам. Я рад, что в моём лице между деятелями искусства и вами завязалась крепкая связь. Наша обязанность – сделать эту жизнь более красочной и содержательной. А ваша колхозная самодеятельность освежит профессиональное искусство» (дословная цитата приведена по тексту статьи, опубликованной в областной газете «Пролетарская правда» от 2 декабря 1935 г. Прим. С. Д.)
Присутствующие в зале прекрасно приняли в исполнении Качалова отрывок из пьесы М. Горького «На дне», затаив дыхание слушали сцену из «Ричарда III» У. Шекспира, по достоинству оценили чтение фрагмента из романа «Воскресенье» Л. Толстого.
В числе зрителей этого незабываемого концерта была и жительница Западной Двины Мария Николаевна Сильченкова. Вот что она рассказывала: «Василий Иванович читал отрывок из пьесы «На дне» М. Горького. Закроешь глаза и не поймёшь: на сцене один человек или два. Он то картавил, как Барон, то играл роль Сатина» (данные воспоминания приведены в книге «Наша Двина», стр. 111. Прим. С. Д.).
Перед отходом поезда в купе у Качалова собрались участники самодеятельности. Василий Иванович похвалил их за искренность и серьёзность выступлений, рассказал о художественном театре, ответил на некоторые вопросы, вплоть до последнего паровозного гудка читал провожающим стихи. Уезжал он в прекрасном настроении, находясь в пути, написал обращение к работникам искусства с призывом стать ближе к народному искусству. Его текст был опубликован и на первой странице районной газеты «Красная Двина» от 28 ноября 1935 г.
«… По приглашению Калининского обкома партии я выехал в Западную Двину на слёт колхозников Октябрьского района на показ художественной самодеятельности. Эта первая встреча с колхозниками певцами, актёрами, музыкантами, чтецами наполнила меня большой творческой радостью. Я принял участие в их конкурсе и потому в меру возможности помог им своими указаниями. Большое спасибо, что мы дожили до такого времени, когда между артистами и колхозниками завязывается настоящая творческая жизнь. Обращаюсь к своим товарищам, народным и заслуженным артистам нашей страны, ко всем работникам художественного слова стать ближе к народному искусству, помочь людям, творящим это искусство. Почерпнуть в этом общении новые силы для своей работы». Кстати, днём ранее, 27 ноября, в центральной газете «Правда» была напечатана заметка В. И. Качалова о поездке в Западную Двину, которая произвела на него самое благоприятное впечатление.

Давайте познакомимся с интересной и насыщенной биографией этого талантливого артиста.
Василий Иванович Качалов (настоящая фамилия Шверубович) родился 30 января 1875 г. в городе Вильно (ныне г. Вильнюс) в семье православного священника Ивана Шверубовича. Уже во время учёбы в Виленской гимназии он приобрёл репутацию декламатора и актёра, участвуя в любительских спектаклях. В 1893 г. юноша поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Заканчивая обучение в 1897 г., одновременно был задействован в студенческом театральном кружке Владимира Давыдова. Позднее выступал в Вильно и Ковно на гастролях Московского художественного театра.

Качалов Баст
В 1896 г. Василий Иванович стал актёром петербургского Театра литературно-артистического общества, фактическим владельцем которого был Алексей Суворин, владелец и редактор газеты «Новое время». По одной из версий, именно Суворин придумал сценический псевдоним актёра «Качалов» вместо его «неблагозвучной» фамилии. Такие перевоплощения в артистической среде были весьма обычным явлением. По другой версии, сам Шверубович, случайно прочитав в петербургской газете некролог некого Николая Качалова, решил взять его фамилию.
Летом 1897 г. Василий Иванович участвовал в гастрольной поездке по провинции с группой Василия Долматова, исполняя крупные роли, например, Бориса Годунова в пьесе «Смерть Иоанна Грозного» Алексея Толстого. Затем он перешёл в Казанско-Саратовское товарищество актёров под руководством Михаила Бородая.
В 1900 г. В. И. Качалов был принят в труппу Московского художественного театра, с которым была связана вся его дальнейшая жизнь. Он дебютировал в роли Берендея («Снегурочка» А. Островского) и вскоре стал одним из ведущих актёров труппы, определявших её творческое лицо.
«Благородная красота, выразительный богатый тембром голос, вдохновенная игра и умение находить новую интонацию в каждой роли принесли Качалову широкую популярность. Он искал присущие образу характерные черты, ставил задачу передать не только внутренний мир героя, но и его внешний образ через пластику, грим, костюм». Среди лучших работ актёра дореволюционного периода были Тузенбах в пьесе А. Чехова «Три сестры», Барон в пьесе М. Горького «На дне», Иван Карамазов и Николай Ставрогин в инсценировках романов Ф. М. Достоевского. Он создал выдающиеся сценические образы в произведениях У. Шекспира (Гамлет – «Гамлет»), А. С. Грибоедова (Чацкий – «Горе от ума»).
В 1922-1924 гг. В. И. Качалов с труппой Московского художественного театра, возглавляемой К. Станиславским, гастролировал по Европе и Америке.
В советской драматургии ему особо удался образ Вершинского в пьесе В. Вишневского «Бронепоезд 14-69». Всего же Василий Иванович за свою долгую театральную карьеру сыграл 55 ролей, был актёром высокой интеллектуальной культуры, огромного обаяния.
В 1936 г. В. И. Качалову присвоили звание «Народный артист СССР», он был кавалером двух орденов Ленина, лауреатом Сталинской премии.
Значительное место в творчестве В. И. Качалова занимали деятельность на эстраде, работа на радио, записи произведений поэзии (Сергея Есенина, Эдуарда Багрицкого и других) и прозы для граммофонных пластинок. Он создал особый жанр эстрадного исполнения драматических произведений – «монтажи», в которых играл по несколько ролей. В первом советском звуковом фильме «Путёвка в жизнь» талантливый актёр читал текст за кадром.
Скончался Василий Иванович Качалов 30 сентября 1948 г. Похоронен на столичном Новодевичьем кладбище.
Подготовил
Сергей ДЕНИСОВ

Comments: