Это нашей истории строки...
- Подробности
- Категория: Это нашей истории строки...
21 января 1967 г. у нас широко и торжественно отмечалась значимая юбилейная дата – 25-я годовщина со дня освобождения города и района от немецко-фашистских захватчиков. Вечером этого праздничного дня в клубе ДОКа состоялось торжественное заседание, посвящённое этому знаменательному событию. Сюда прибыли представители общественных организаций, промышленных предприятий, колхозов, совхозов, молодёжь.
Почётное право выступить с докладом «О 25-й годовщине со дня освобождения города Западная Двина и Западнодвинского района от немецко-фашистских захватчиков» предоставили председателю Совета депутатов трудящихся Д. Т. Сарнычеву. И этот выбор был неслучаен, ведь в первый период войны Дмитрий Тимофеевич являлся комиссаром партизанского отряда, действовавшего на территории Западнодвинского района. Затем, вскоре после изгнания оккупантов, его избрали первым секретарём райкома партии.
Текст доклада, несомненно, являющегося ценным историческим документом, нам предоставила дочь Д. Т. Сарнычева Нина Тимофеевна Сарнычева.
«В истории нашей Родины было немало невзгод и испытаний. Но не было более сурового и тяжёлого испытания, чем Великая Отечественная война. На огромных фронтах протяжённостью в почти шесть тысяч километров почти полторы тысячи дней и ночей продолжалась смертельная схватка с опасным и коварным врагом.
Вспомним декабрь сорок первого…
Третий год гитлеровские полчища не знают поражений. Почти вся Европа лежит у их ног. 160 дней коварный фашистский сапог безжалостно топчет священную землю нашей Советской Родины. На всех континентах люди с тревогой спрашивают: «Неужели на свете нет силы, которая остановит и разобьёт фашистские полчища, избавит мир от опасной чумы?». На нашей земле, у стен древней Москвы враг встретил эту грозную, неодолимую силу. Под Москвой он был остановлен, потерпел первое крупное поражение. Здесь занялась заря нашей Победы в Великой Отечественной войне.
Трудящиеся нашего города Западная Двина и района отмечают знаменательную дату – 21 января 1942 года войска 4-й Ударной Армии под командованием генерал-полковника Андрея Ивановича Ерёменко, развивая успешно начатое наступление и продолжая преследовать отходящие части противника, освободили город от немецко-фашистских захватчиков. Боевые действия войск Северо-Западного фронта были частью великой Московской битвы. Упорное сопротивление, ожесточённые бои, а затем и разгром – вот что встретило врага на нашей земле. Если для захвата нашего района немецко-фашистским войскам потребовалось почти полтора месяца, то выброшены они были отсюда единым могучим ударом. В Западной Двине были уничтожены подразделения 512-го железнодорожного батальона и остатки других частей противника. 332-я стрелковая дивизия им. М. В. Фрунзе, освобождавшая наш город, формировалась в г. Иваново. «Это была замечательная дивизия», – так о ней отзывался А. И. Ерёменко.
Одновременно с городом Западная Двина был освобождён посёлок Старая Торопа. Вот что об этом пишет командарм Ерёменко:
«Имея задачей овладеть станцией Старая Торопа, командир 249-й стрелковой дивизии направил туда лыжный отряд, созданный из приданных дивизии 67-го и 68-го лыжных батальонов. В боевое охранение и разведку отряда были отобраны лучшие лыжники и наиболее храбрые воины, что сделало отряд особенно мобильным. В ночь на 21 января, проделав 60-километровый марш, лыжный отряд окружил Старую Торопу. Оставив у шоссе южнее станции охранение, главные силы сосредоточились восточнее посёлка. После этого один взвод проник в посёлок с севера по торопецкой дороге. Гитлеровцы приняли лыжников этого взвода за разведку и решили без долгих размышлений уничтожить её одним ударом, бросив все силы, за исключением охраны лагеря военнопленных. В это время наши главные силы, наблюдая за действиями противника, неожиданно ударили ему в тыл и разгромили гарнизон Старой Торопы. К утру 21 января лыжники захватили станцию и посёлок Старая Торопа. Сопротивление оказала лишь группа эсесовцев – охрана лагеря военнопленных, но она к полудню была уничтожена. В итоге этого дерзкого и слаженного удара небольшой отряд лыжников выполнил свою задачу – перерезал пути отхода Торопецкой группировки на юг. Противник оставил на поле боя 100 трупов».
В боях за освобождение города Западная Двина и нашего района, в действиях партизанских групп на временно оккупированной территории района нашли своё проявление массовый героизм, несгибаемая стойкость и мужество нашего народа. Никогда не изгладятся в памяти народной имена тех, кто отдал свою жизнь в смертельной схватке с фашистской ордой. Мы всегда будем помнить майора Сулейкина Ивана Георгиевича, лейтенанта Стырова Павла Алексеевича, солдата Давлятшина Фахуллу Гумаровича, партизан Бароненкова Фёдора Никифоровича, Иванова Георгия Ивановича, Воронова Василия Захаровича и других, павших смертью храбрых в боях с лютым врагом на территории нашего района. Сколько их, известных и безвестных героев, чья беззаветная любовь к Родине, готовность в любую минуту пожертвовать собою во имя общей Победы в ту суровую зиму 1941-1942 годов помогли нам выстоять и победить!
Недолго пришлось хозяйничать фашистским захватчикам в городе и районе, но зла они причинили много. Общественное хозяйство колхозов было разорено. Несколько деревень в разных концах района было сожжено, местное население расстреляно. Центр города был превращён в пустырь. Не стало Дома советов (райисполкома), вокзала, большого двухэтажного здания районной колхозной школы, помещения почты и многих других домов. Такой же пустырь был на месте деревообрабатывающего комбината – из всех производственных сооружений остались только сушильная камера, да две трубы. Первый этаж средней школы фашисты превратили в гараж и конюшню. Промышленных предприятий не существовало. Очень трудно учесть и перечислить все злодеяния фашистских оккупантов. А разве поддаются учёту горе, слёзы вдов и сирот? Материальный, экономический ущерб городу мог быть ещё большим. Но стремительное наступление Красной Армии спасло от разрушения и уничтожения очень многое. Поспешно отступая, вражеские войска даже не успели взорвать железнодорожный мост через реку Западная Двина на окраине города, который они длительное время строили.
После освобождения города и района от временной оккупации обстановка продолжала оставаться довольно сложной и своеобразной. Ещё длительное время продолжались бои на востоке – в районе Ржева, на юге – возле Витебска, на западе – около Великих Лук, и оставался свободным выход только на север, в сторону Торопца. Но, тем не менее, жизнь в городе и районе стала быстро налаживаться, несмотря на трудности, которых было немало. Долгое время, месяца полтора, не удавалось наладить связь с областным центром. Однако мы знали, что делать, с чего начать. Прежде всего восстановили органы советской власти в городе и на селе. Председателем горисполкома стал пришедший из партизанского отряда бывший работник деревообрабатывающего комбината А. А. Янсон. И другие городские и районные организации возглавили бывшие партизаны. У всех нас тогда было одно стремление, одно желание: быстрее восстановить разрушенное хозяйство, быстрее начать оказывать помощь фронту. «Всё для фронта, всё для Победы!» – этим тогда жила вся страна.
Приближался весенний сев, а семян нет. На помощь пришло государство, в Торопец привезли для нас семена. И вот женщины, старики, подростки за 50-80 километров пошли за семенами и принесли их на себе, возить было не на чем. А как пахать, когда нет ни тракторов, ни лошадей? А пахать и сеять надо, надо кормить семьи фронтовиков, давать хлеб фронту. Тогда те же женщины, старики и подростки взяли в руки лопаты, впряглись сами в плуги и бороны. Так начали выращивать хлеб. А потом, когда стали работать на крупном рогатом скоте, фронт получал от нашего тогда небольшого района по полторы тысячи тонн хлеба ежегодно.
После освобождения района была восстановлена железная дорога в сторону Ржева и Великих Лук, проведён железнодорожный путь от Торопца до Старой Торопы и дальше, на Ильино. Старая Торопа стала важным для фронта железнодорожным узлом, откуда наши войска получали всё необходимое для разгрома врага во Ржеве, Великих Луках и в районе Витебска. По территории района пошли на передовую железнодорожные составы с военной техникой, боеприпасами, снаряжением, продовольствием. Но паровозам нужно топливо – каменный уголь, а его нет. Донецкий угольный бассейн ещё не был освобождён от оккупации. И тогда те же женщины и подростки взяли в руки пилы, а старики – напильники для точки пил и пошли в лес, поближе к железной дороге, на заготовку дров. По первому требованию машиниста на любом участке пути на паровоз грузились дрова. Надо выразить самую большую благодарность нашим замечательным женщинам, которые в суровые годы войны огромную тяжесть взвалили на свои плечи, преодолели неимоверные трудности и с честью справлялись с любой работой.
Ожили промышленные предприятия в городе, начал восстанавливаться деревообрабатывающий комбинат. Начали с того, что пробили проходы в стенах, разделявших сохранившиеся сушильные камеры, установили станки и превратили сушилку в деревообделочный цех, который стал давать продукцию фронту и разрушенному хозяйству. До города, освобождённого от захватчиков, ещё долгое время доносились звуки артиллерийской стрельбы, а на улицах часто разрывались вражеские авиабомбы, но мы начали восстанавливать народное хозяйство. Требовались поистине героические усилия, чтобы залечить нанесённые войной раны. За мирные послевоенные годы наш город и район заметно преобразились. Появились новые замечательные здания железнодорожного вокзала, предприятий торговли, комбината бытового обслуживания, гостиницы, хлебокомбината и другие. В центре города и в районе деревообрабатывающего комбината выросли двухэтажные жилые дома.
При огромной помощи государства, своим самоотверженным трудом западнодвинцы не только полностью восстановили предприятия промышленности, но и значительно превзошли довоенный уровень промышленного производства».
Подготовил
Сергей ДЕНИСОВ
Comments: