Старые храмы. В дореволюционной России их было много – сотни и тысячи. В настоящее время из чудом сохранившихся храмов отреставрирована лишь малая часть. Остальные же, как правило, пребывают в виде руин – развалин, а в основной массе разрушены и стёрты с лица земли в период атеистической борьбы советского государства с Русской Церковью и Православной верой.


– Был у нас храм, и нет его. Говорят, на той горочке стоял, красивый был, в него ещё моя бабушка ходила. А на кладбище за церковью мои прадеды и прапрадеды захоронены…
Примерно такие невесёлые рассказы-воспоминания можно нередко услышать от местных жителей в разных населённых пунктах. Хорошо ещё, что Кочевицкий храм, много повидавший на своём веку, не был полностью разрушен, и о нём – ещё целом и невредимом, сохранились ценные воспоминания тех прихожан, которые, будучи ещё детьми, приходили сюда вместе с родителями на богослужение.
Вот и выходит, что мы о своём происхождении и исторических корнях знаем только то, что нам рассказали представители старшего поколения, причём эти сведения довольно скудны.
Великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов в своём научном труде по истории славян высказал такую важную мысль: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет своего будущего». Эти мудрые слова каждый из нас может вполне применить и к себе.
Непростую задачу устранения информационного вакуума, касающегося истории наших семейных родов – то есть восстановления своей родословной, можно решить, используя сохранившиеся Метрические книги церквей, в том числе находившихся на территории современного Западнодвинского муниципального округа, которые хранятся в фонде Государственного архива Тверской области. Стоит пояснить, что раньше личные документы граждан о рождении, смерти, браке назывались «метриками», их регистрацию проводили священники местных церквей, о чём и делали соответствующие записи в свои Метрические книги. Толстые их рукописные тома пылятся на архивных полках, терпеливо ожидая тот час, когда проснётся в нас стремление к познанию самого себя. Причём, «себя» не как случайно родившегося человека без прошлого, живущего лишь настоящим, но как неотъемлемой части целого рода, являющегося закономерным результатом жизни многих поколений, свято чтущих память отцов и матерей, гордящихся их подвигами, с болью смотрящих на их ошибки и стремящихся передать последующему поколению истинные ценности, над которыми не властно время.
Другой, не менее важной задачей является изучение богатого прошлого местных приходов, которые являются ценным объектом краеведческих исследований. Достойным примером для подражания является воссозданная буквально по крупицам многовековая история погоста Кочевицы и его храма.
Алексей ИЛЬЮШОНОК
Сергей ДЕНИСОВ

Comments: